РИГ SAKHAPRESS.RU Николай Васильевич Гоголь – один из самых великих классиков русской литературы. Его биография окутана тайнами и загадками.
Возможно, это и сказалось на творчестве писателя, ведь его произведения также полны мистических образов и мотивов. Жизнь Гоголя была насыщена и полна трагическими моментами. Еще при жизни писатель сталкивался со слухами, зачастую приукрашенными. Причин этому было множество, Гоголь был известен как личность замкнутая, он осознанно сторонился общества, поддерживая отношения лишь с немногочисленными друзьями. И пусть после смерти писателя прошло более полутора веков, по сей день о его жизни практически ничего не известно.
По сведениям биографов, мать Гоголя, Мария Ивановна, до появления Николая Васильевича рождала мертвых детей. В те времена на всю Диканьку шла слава о чудесах по молитвам перед иконой святого Николы Чудотворца в Никольской церкви. Икона эта была явлена в лесу на дубовом пне, местные жители перенесли ее в ближайшую церковь, но на следующий день вновь обнаружили ее на обломке дуба. Икону трижды возвращали в церковь, но каждый раз находили ее на явленном месте. Тогда было решено на этом месте построить церковь, а из пня сделать крест, который оказался в алтарной части. Перед иконой Николы Чудотворца Диканьского Марья Ивановна много молилась и дала обет, если у нее родится сын и будет жить, она назовет его в честь святого.
Ко дню памяти святого Николая Чудотворца (22 мая) мы встретились с Ольгой Штыгашевой, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СВФУ, чтобы рассказать нашим читателям, так ли велика роль мистики в жизни великого писателя, или это все-таки в большей степени мифы, основанные на непроверенных фактах, легендах и преданиях.
Предсказание Богородицы
Однажды по дороге на богомолье юному Василию Афанасьевичу, отцу Николая Васильевича, приснился сон, в котором он увидел Богородицу. Царица Небесная указала ему на девочку, которая будет его будущей женой. Через какое-то время Васюта гостил у соседей и увидел их семимесячную дочку Машу, в которой узнал младенца, на которого ему во сне указала Богородица. Василию Афанасьевичу тогда было 14 лет, и он стал ждать, когда его избраннице исполнится столько же, чтобы просить ее руки.
Как только Маша достигла указанного возраста, Василий Афанасьевич сделал предложение своей избраннице, но получил отказ. Это не сломило упорства Васюты, и он выкрал ее. Они тайно обвенчались и явились родителям, которым ничего не оставалось, как благословить молодоженов. Однако согласно другой версии, родители Марии сразу дали согласие на брак, и молодые обручились, а еще через год обвенчались. Версия эта вызывает сомнение, потому что известно, что на момент замужества Марии Ивановне было 14 лет, тогда как обручаться в тринадцатилетнем возрасте в России было запрещено. Да и какие здравомыслящие родители выдадут замуж в таком возрасте своего ребенка?!
Конечно, это всего лишь легенда, но матери Гоголя на момент его рождения действительно едва минуло 16 лет, и обстоятельства рождения писателя тоже окутаны странностями и совпадениями, опять-таки не подтвержденными документально. Однако чего стоят споры биографов о точной дате появления на свет Николая Васильевича!
Получается, некое потустороннее вмешательство или, правильнее сказать, Божье Провидение в жизни Гоголя проявилось задолго до его рождения, что породило множество неправдоподобных и правдивых одновременно домыслов и слухов. Пожалуй, Гоголь один из единственных писателей России, жизнь и смерть которого обросли таким огромным количеством легенд.
Неизгладимый след
С детства Николай Васильевич отличался большой религиозностью, которую привила ему его мать Мария Ивановна, сама женщина глубоко верующая и почти фанатично набожная. После нескольких мертворожденных детей перед иконой Николая Чудотворца она дала обет провести оставшуюся жизнь в богоугодных деяниях и молитвах, если ей будет послан сын. Через какое-то время Бог осуществил ее мечту, и в семье Гоголей родился здоровый малыш, названный в честь Николая Угодника.
Свой обет Мария Ивановна действительно соблюдала до конца дней своих, приучая к этому и детей. Как и в любой другой семье того времени религиозной стороне жизни отводилось большое значение: свято чтили все христианские традиции, искренне верили в существование ада и рая, соблюдали посты и хранили духовную верность православным обычаям.
Но благодаря фанатичной вере Марии Ивановны перегибы, безусловно, случались. Скорее всего, поэтому в творчестве Гоголя мы не увидим прозрачного отношения к вопросам религии, он был перманентно запуган в детстве, чтобы осознанно освоить христианские постулаты и вывести их на страницы своих произведений. В религии его больше привлекало мистическое начало, потусторонняя борьба добра и зла, которая впечатляла больше, потому что давала эмоции несравнимо яркие, впечатления, будоражащие фантазию и пугающие своей близостью к действительности.
В доме Гоголей на самом видном месте висела картина Страшного Суда. Марья Ивановна постоянно приводила ее в пример, что может случиться с безбожниками и греховодниками. Конечно, это пугало маленького впечатлительного Николеньку: «Если ты будешь грешить, после смерти попадешь в ад, и тебя постигнут те же муки, какие изображены на этой картине». «Я помню: я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, выключая Вас, и то только потому, что сама натура вдохнула это чувство... — я живо, как теперь, помню этот случай, — я просил Вас рассказать мне о страшном Суде, и Вы мне, ребёнку, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли», - писал Николай Васильевич потом матери.
Существует легенда, что и ветхозаветные рассказы о первородном грехе тоже оставили глубокий отпечаток в сознании Гоголя. Общеизвестен факт его более чем прохладного отношения с женщинами. Хотя исследователи его биографии предполагают истинную причину внезапного отъезда в Италию якобы за таинственной незнакомкой из высшего общества, о которой он намеками писал матери. Но оговорюсь, это лишь предположение биографов.
В подтверждение этого можно сказать, что в его произведениях практически нет положительных женских образов, наделенных не только физической, но и нравственной красотой. Никого подобного Наташе Ростовой или Татьяне Лариной мы в его произведениях не найдем! «Женский» вопрос в то время стоял очень остро, и Гоголь не мог этого не видеть и не реагировать художественно… Одни прекрасные ведьмы, капризные Оксаны, провоцирующие на сделку с нечистой силой, да Коробочки живут на его гениальных страницах.
Вообще, мотив смерти в творчестве Гоголя очень развит, причем развит почти на интуитивном уровне. Умерший человек с точки зрения язычества может принести в реальный мир зло, с точки зрения христианства может быть призван к Богу и получить вечную благодать. Много ли в его произведениях таких будущих «благодатных покойников»? Да их и нет совсем! Его герои живут здесь и сейчас, не думая о Судном Дне, не боясь адовых мук, не заботясь о Всевышнем прощении. Высмеивать порок нарочитым добродушием и легкой иронией, да еще и с лирическим аккомпанементом подвластно только Гоголю! Легкомысленные обманщики, алчные пьяницы, неверующие в добродетель обыватели, чревоугодники и чванливые чиновники на фоне фольклорного колорита превращались в образы незабываемые и затейливые… Чего нельзя сказать о самом Николае Васильевиче, который, вероятно, все-таки верил в смерть как в инобытие. Смерть как постземное существование человека, конечно, пугала Николая Васильевича, ничего величественного и божественного в процессе умирания, скорее всего, он и не предполагал. Но, терзаемый религиозными догмами, искренней верой христианина и кощунственной с точки зрения православия мыслью о невозможности существования после смерти, он впадал иногда в глубокое уныние, усугубленное творческими простоями и жизненными неурядицами. Страх умереть и принести в мир живых зло, физическое ли, творческое ли, стал постоянным его спутником на протяжении последних нескольких лет жизни мятежного гения русской литературы…
Бремя страха. Летаргия
К концу жизни Николая Васильевича стал преследовать страх быть погребенным заживо. Гоголь в письмах друзьям говорил, что иногда у него случаются приступы, когда он не чувствует своего тела, пульс не прощупывается и сердцебиение практически невозможно заметить. В завещании, содержащемся в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он завещал похоронить его только тогда, когда появятся признаки разложения. В этом же завещании он просил не ставить на его могиле никаких памятников.
Сейчас стало модным ставить диагнозы многим известным людям по истечении времени. Не избежал этой участи и Николай Васильевич. Боязнь Гоголя быть похороненным в летаргическом сне медики сейчас называют тафифобией, что породило огромное количество нелепых слухов и домыслов. По утверждению этих же медиков, эта фобия Гоголя была вызвана маниакально-депрессивным психозом. Чем же была вызвана эта депрессия? Возможно, здесь сыграло несколько факторов.
Во-первых, общеизвестен тот факт, что мать Николая Васильевича была не совсем душевно здорова. Глубокая религиозность словно отрывала ее от реального мира, Мария Ивановна страдала от частых перемен настроения, истово верила в вещие сны, которые, по ее признанию, снились ей постоянно, впадала в состояние глубокой задумчивости, длящейся иногда по несколько часов. Она обладала чрезвычайно впечатлительной натурой. Вполне возможно, вместе с религиозностью Гоголь в детстве получил и какую-то долю материнского мистицизма. Николай Васильевич привык с юных лет доверять матери, во всем полагаться на ее мнение. Тем более что Мария Ивановна была едва ли не единственным источником пополнения знаний писателя фольклорных сюжетов и малоросских традиций.
Во-вторых, после возвращения из-за границы последние несколько лет Гоголь болел. Причем чувствовал себя настолько плохо, что просил мать в письме заказать молебен о своем выздоровлении. В 1845 году в письме к Н. М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье мое стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого». Также следует отметить и возросшее в последнее время огромное влияние на писателя его духовника о. Матфея (Константиновского), который считал недуг Гоголя болезнью более духовного происхождения, чем физического. В связи с этим он требовал от Николая Васильевича неукоснительного и строгого соблюдения религиозных действий (молитвы, пост) для телесного и духовного очищения. Литературное творчество, как считал неистовый духовник, тоже относилось к числу неправедных занятий, как и плоды его. В связи с этим о. Матфей настоятельно рекомендовал Гоголю расстаться на время с писательской деятельностью, дабы не усугублять и без того ухудшающееся с каждым днем
состояние Николая Васильевича. Мы не можем сейчас сказать, насколько роль духовника в судьбе гения литературной мысли оказалась фатальной. Возможно, действительно обеспокоенный душевным нездоровьем Гоголя в большей степени, чем болезнью тела, о. Матвей посчитал, что мозг писателя находится в крайнем напряжении, а внутренние ресурсы истощены. Нужна была передышка… На что Николай Васильевич отреагировал по-своему, впрочем, как и всегда…
Также стоит упомянуть и тот факт, что в январе 1852 года умерла жена друга Гоголя Е. Хомякова, которую лечили популярной в то время каломелью (ртутносодержащее вещество, в малых количествах употребляемое от расстройства пищеварительной системы). Смерть эта произвела на Николая Васильевича неизгладимое впечатление. Екатерина Михайловна была одной из единственных женщин, кому доверял Гоголь безоговорочно! На панихиде (опять-таки по легенде) писатель услышал таинственный шепот, который звал его по имени, неясно откуда исходивший. Николай Васильевич пришел в совершеннейший ужас и, вернувшись домой, впал в лихорадочное состояние, из которого уже не выходил почти последующие четыре недели… Смерть Хомяковой, разговоры о каломели, которой Гоголя тогда тоже лечили, панихида, таинственный шепот, собственное еще более пошатнувшееся состояние, душевные и телесные муки - все это привело к трагедии, случившейся спустя две недели.
В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». Причем о том, что он сжигает его во второй раз, не всем известно. Первый раз он сжег черновики поэмы в 1845 году, за семь лет до этого. Существует легенда, что второй том «Мертвых душ» был кем-то сохранен, но не напечатан. Возможно, его слугой Семеном, который был рядом с Гоголем на протяжении последних лет жизни и относился к нему с необычайной преданностью и любовью. В таком случае возникает вопрос, куда же делась рукопись? Черновой вариант нескольких первых глав второго тома был найден спустя два месяца после смерти Гоголя. И опять вопрос. Если Гоголь хотел полностью уничтожить свое творение, то почему оставил черновики, дающие представление о дальнейшей судьбе Чичикова? Эти вопросы спровоцировали рождение еще одной удивительной версии о том, что никакого второго тома и не было! Что жег в ту ночь писатель что-то другое, перепутав с рукописью «Мертвых душ». А сама поэма была только начата незадолго до его душевного кризиса. Но фактов, подтверждающих это предположение, не существует. Только вопрос, почему же сохранились страницы черновика второго тома, остается, да, пожалуй, и останется без ответа…
Мучительное существование, а иначе это не назовешь, продолжалось еще десять дней, в течение которых врачи пытались определить причину столь быстрого угасания организма великого писателя. Причина его смерти тоже до сих пор существует на уровне версий, что также породило множество фантастических предположений. Несомненно одно. Роковая ошибка, совершенная Николаем Васильевичем ночью 12 февраля, активизировала все необратимые процессы в его организме. Гоголь настолько ослабел физически и духовно, что почти с радостью ждал приближения кончины как избавления от земных страданий. Он причастился и, несмотря на усилия врачей, с готовностью и смирением ждал перехода в мир иной, которого он уже не боялся. Страх Страшного Суда больше не преследовал страдальца, ведь он сделал все по Божьему велению – и жил, и творил, и умирал с молитвой… И он так верил всегда в своего небесного покровителя Николая Чудотворца!
Продолжение следует...
Юрий АКСАМЕНТОВ