11:39 29.05

Ирма Дьяконова – особая женщина в ПДН

Лица, состоящие на ее учете, в основной массе - выходцы из учета ПДН. А о службе в этом подразделении Ирма Никитична знает не понаслышке. Да и сейчас, обходя знакомый участок, особо контролирует неблагополучные семьи, где растут дети.

Будучи несколько лет начальником ПДН в Мегино-Кангаласском районе, она дни и ночи в буквальном смысле пеклась об обделенных родительской любовью крохах. Этот большой отрезок ее трудовой деятельности и лег в основу нынешнего разговора.

- Не могу спокойно смотреть на малышей – неухоженных, голодных, заплаканных и беспомощных. Каждую историю с лишением родительских прав помню до сих пор, слежу за судьбой своих подопечных. Мне горько от того, что, достигнув совершеннолетия, некоторые «перекочевали» на мой учет, зачастую повторяя судьбу своих родителей. Знаю по опыту, что дети жестоких родителей растут такими же агрессивными и озлобленными на весь мир. Но источник своих бед – нерадивых матерей, они любят абсолютной любовью. При этом испытываю искреннюю радость за тех, кто исправился. А таких немало. И ради этого результата, поверьте, стоит выложиться на работе, которую очень люблю.

Когда-то в конце пятого курса вечерняя беседа в общежитии РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге, где училась Ирма, коснулась темы будущей профессии. Одна из сокурсниц сказала Ирме, что видит ее в качестве сотрудника ПДН. Эта идея без промедления воплотилась в жизнь после возвращения нашей героини в родной Среднеколымск, где ее сразу приняли в райотдел инспектором ПДН.

Через несколько месяцев службы молодой инспектор пережила первое потрясение. 11-летний мальчик - подопечный Ирмы, часто отирался возле местного магазина, собирая копейки, на которые покупал шоколадку или сок. Ирма сама нередко покупала ему мороженное или еще что-нибудь, потому что сердце сжималось при виде его - маленького не по годам, в мешковатой одежде, неумытого и голодного. Однажды утром в райотдел пришла мать мальчика и сообщила, что убила его. Трагедия случилась ночью, когда она со своим сожителем распивала спиртное. Невовремя подвернувшегосясына женщина ударила поленом по голове. Мальчик еще жил какое-то время. Они с сожителем его раздели, положили на кровать, в надежде, что все обойдется. Сотрудники, прибыв на адрес, увидели следы распития спиртных напитков. Домик, больше похожий на землянку, отапливался буржуйкой, которая дочерна прокоптила стены. Мальчик истощенный, даже не укрытый одеялом, потому что его не было, лежал на кровати. Среди мрака и серости рядом на замызганной грязью табуретке – приковывал внимание ярко-оранжевый разделенный на дольки апельсин и бутылка дешевой газировки. Единственный раз в жизни мать пыталась накормить ребенка чем-то вкусным. Перед смертью. Когда ему это уже было не надо. Для могилки в доме не нашлось ни одной фотографии мальчика. Но он до сих пор остался в памяти Ирмы, а выбранной профессии она посвятила себя всю без остатка.

Ирма Никитична обыденные домашние дела считает отдыхом. У нее нет хобби, ярая любительница читать, она уже года три не держала в руках книгу. Потому что дома бывает до первого звонка со службы, на завтра ничего не планирует, т.к. не знает, когда вернется с вызова. А каждую, на первый взгляд, безвыходную ситуацию обязательно разрешит, твердо зная - выход есть всегда и из любого положения.

В прошлом году она работала инспектором ПДН в Оймяконском отделе внутренних дел. Сегодня не раз вспоминает своего подопечного – 12-летнего Мишу (имя изменено), прочно ступившего на скользкий путь. Его инспектор ПДН была вынуждена направить в ЦВСНП в Якутск. Через 30 суток ребенок не исправился, поэтому пришлось оформлять его в спецшколу.

Мать, воспитывая троих детей, не дала Мише элементарного внимания, общаясь исключительно криком и нецензурной бранью. К двенадцати годам он многое повидал из-за асоциального образа жизни семьи. Стал токсикоманом, курил с малых лет. Спортивные задатки шустрого и смышленого мальчугана были загублены еще в начальной школе. Кроме Усть-Неры он ничего в жизни не видел, вот и подумала Ирма, что перемена места жительства может повлиять на исправление подростка. Выбрала для этого спецшколу г. Новосибирска. Выхлопотала. Помогло упорство и то самое жизненное кредо о выходе из любого положения.

В этом году Миша должен вернуться. Экскурсии по сибирскому мегаполису, посещение театров и музеев, надеется Ирма Никитична, окажут свое положительное влияние на его дальнейшую судьбу.

Не всем удается разглядеть в рабочей рутине положительный момент. Не всякому под силу вытерпеть нецензурную брань подучетных, пьяных родителей, а порой и подростков. Не всегда легко найти положительные черты в этих оказавшихся в сложной жизненной ситуации людях, которых исправить порой можно попытаться простым вниманием и похвалой. Определенно, в этой профессии одного сердца мало. Поэтому работа с трудными детьми держится на плечах особых женщин. Таких, как Ирма Дьяконова.

Пресс-служба МВД по РС(Я)

Наш канал в Telegram