РИГ SAKHAPRESS.RU 10 июня Департамент финансов Окружной администрации города Якутска отметил 95-летний юбилей.
За почти вековой отрезок времени структура и подчиненность финансового органа Якутска неоднократно менялась. В связи с изменениями общественно-политических отношений в стране, основные кардинальные изменения в финансовой системе произошли в 1991 году, когда из структуры финансовых органов выделилась налоговая служба.
Последние изменения в финансовом органе города произошли с 1 января 2014 года, когда были ликвидированы управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по улусам, городам и созданы финансовые органы муниципальных образований. Основными предпосылками создания финансовых органов муниципальных образований в Республике Саха (Якутия) явились реализация положений статей 6, 9 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также рост финансовой самостоятельности местных бюджетов.
Финансовый орган городского округа «город Якутск» – Департамент финансов Окружной администрации города Якутска действует с 1 января 2014 года на основании Положения, утвержденного Решением Якутской Думы РЯГД-57-15 от 28 августа 2013 года.
Основными целями деятельности Департамента финансов являются проведение единой бюджетной, налоговой политики на территории городского округа «город Якутск», реализация бюджетного процесса в городском округе «город Якутск», а также осуществление внутреннего муниципального финансового контроля.
Важнейшими задачами являются реализация принципов бюджетирования, ориентированного на результат, обеспечение сбалансированности местного бюджета, мобилизации доходов в местный бюджет, контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств.
В рамках проводимых реформ бюджетного законодательства постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11.12.2009 N 132 утверждена Программа реформирования муниципальных финансов городского округа «Город Якутск» на 2010 - 2011 годы. Реализация данной программы создала необходимые условия для дальнейшего повышения эффективности и открытости управления муниципальными финансами.
Одним из ключевых мероприятий или первым шагом по переходу на новый принцип формирования бюджета городского округа «город Якутск» стало принятие в программы городского округа «город Якутск» по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012-2014 годы, где были обозначены основные мероприятия по внедрению программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета.
Бюджет городского округа «город Якутск» на 2013 год был впервые сформирован по программно-целевому принципу, в состав которого были включены 42 муниципальных программ.
В 2014 году в Год народной инициативы в городе Якутске стартовал проект «Народный бюджет», созданный для повышения прозрачности и открытости бюджета, а также вовлечения граждан в бюджетный процесс и осуществления народного контроля. С 2014 года средства на реализацию проекта «Народный бюджет» предусматриваются в бюджете городского округа «город Якутск». На 2015 год в бюджете городского округа «город Якутск» предусмотрены средства для реализации 45 проектов, в том числе по направлению «Будущее Якутска» – 24 проекта, направление «Благоустройство» – 11 проектов, направление «Город талантов» – 5 проектов, направление «Помним. Гордимся. Благодарим» – 5 проектов.
В рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации, в декабре 2014 года, несмотря на первые признаки мирового финансового кризиса, впервые бюджет городского округа «город Якутск» был утвержден на трехлетний период - на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. В это же время, в целях комплексного управления общественными финансами начата работа по внедрению комплексной информационной системы в сфере планирования и исполнения бюджета городского округа «город Якутск», муниципальных закупок в городском округе «город Якутск». С 1 января 2015 года Департамент финансов перешел по планированию и исполнению бюджета городского округа в новые программные системы АЦК «Планирование», АЦК «Финансы». На 2015 год после актуализации муниципальных, ведомственных программ бюджет городского округа содержит 14 муниципальных программ и 4 ведомственных целевых программ.
В 2015 году в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в рамках стратегического планирования планируется разработка долгосрочного бюджетного прогноза на шесть лет.
В целях качественного управления бюджетным процессом Департаментом финансов создана необходимая нормативная правовая база, оказывается методологическая помощь участникам бюджетного процесса, проводятся семинары, экономические учебы для главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов, работников экономических служб муниципальных учреждений.
Одним из основных направлений налоговой политики городского округа «город Якутск» является повышение доходов местного бюджета. Для обеспечения сбалансированности, своевременного пополнения доходной части местного бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений ежегодно утверждается План мероприятий по мобилизации доходов местного бюджета ГО «город Якутск». Также, в целях увеличения доходов, сокращения задолженности по налоговым и неналоговым доходам в местный бюджет городского округа «город Якутск», по обеспечению своевременной выплаты заработной платы в городском округе «город Якутск», с участием Департамента финансов действуют Межведомственная комиссия по сокращению задолженности по налоговым платежам в бюджет, Комиссия по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю, Межведомственная комиссия городского округа «город Якутск» по обеспечению своевременной выплаты и контроля над легализацией «теневой» заработной платы.
В рамках подписанных соглашений о взаимодействии с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Саха (Якутия) и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия), вплотную проводится работа по реализации налоговой политики в городском округе «город Якутск» - принятие нормативных правовых актов по налоговой политике городского округа «город Якутск», в том числе по местным налогам и сборам, обеспечение поступлений платежей в бюджет, сокращение недоимки в местный бюджет.
Сегодня при организации бюджетного процесса городского округа «город Якутск» стоят следующие задачи:
- повышение качества жизни населения городского округа «город Якутск», в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными услугами;
- обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета в целях гарантированного исполнения действующих и принимаемых обязательств;
- повышение уровня реальной заработной платы работников бюджетной сферы в рамках Указа Президента от 7 мая 2012 года;
- повышение эффективности бюджетных расходов, повышение адресности социальной помощи;
- решение приоритетных задач городского округа, в том числе рост бюджетных инвестиций, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;
- усиление роли муниципального финансового контроля;
- внедрение автоматизированных систем в сфере муниципальных финансов: «АЦК- Открытый бюджет» для решения задач повышения открытости и доступности для граждан и организаций информации о деятельности органа местной администрации; программы «Внутренний портал» для обеспечения единства информации для всех участников процесса управления муниципальным образованием и круглосуточного доступа руководителей к информации о финансово-экономических аспектах деятельности городского округа «город Якутск» в необходимых аналитических аспектах.
Бюджетный процесс – очень трудоемкий процесс и требует высокого профессионализма квалифицированных кадров, умеющих работать с новейшими автоматизированными системами управления, действовать оперативно, принимать ответственные решения. Основными задачами при формировании финансовых органов муниципальных образований являлись непрерывность бюджетного процесса, своевременного принятие качественного бюджета на 2014 год, а также составление бюджетной отчетности 2013 года.
И несмотря на кадровые изменения в структуре финансового органа города Якутска в конце 2013 года, связанные в основном с выходом на заслуженный отдых опытных специалистов в области исполнения бюджетного процесса, руководство Департамента финансов сумело сохранить основной кадровый потенциал финансового органа и обеспечило бесперебойный бюджетный процесс городского округа в переходный период.
В настоящее время структура Департамента финансов состоит из 38 штатных единиц. Средний возраст сотрудников – 35 лет. Несмотря молодой состав коллектива, 6 муниципальных служащих имеют стаж работы в финансовых, налоговых органах с 19 до 21 года, 10 муниципальных служащих с 10 до 15 лет.
Департамент по связям с общественностью, взаимодействию со СМИ, внешним и межрегиональным связям ОА