Система «Дом.Онлайн» позволяет государственным структурам сразу, в режиме он-лайн, видеть, соответствует ли квартплата реальному объему предоставленных жилищно-коммунальных услуг. Видеть, насколько УК и поставщики ресурсов честны перед жильцами.
По факту, до появления системы «Дом.Онлайн» многие УК выбирали систему начисления квартплаты для жильцов на свой вкус. Однако, жизнь показала, что для сохранения данных и возможности контроля за правильностью начисления квартплаты необходима единая для всех информационно-аналитическая система – прозрачная, надежная и оперативная.
Газета «Эхо столицы» уже сообщало читателям о начале внедрения системы «Дом.Онлайн». Первые 48 управляющих компаний города уже работают на данной программе. С 1 июня начался процесс по включению в программу еще 43 компаний.
Внедрение нового программного продукта – процесс, как правило, нелегкий. О том, как УК встают на новые «рельсы» платежных расчетов, рассказывает руководитель Расчетно-биллингового центра Галина Бонарь.
- С 1 июня начался процесс включения в систему «Дом.Онлайн» 43 управляющих компаний. Это огромный пласт новой информации. И хотя разработчики программы заверяли, что объем непредвиденных затруднений будет минимален, что в Татарстане этот программный продукт успешно работает уже десять лет, сложности все-таки были.
Так, мы предупредили новичков, что до 8 июня программа не будет работать. К сожалению, количество мелких недочетов оказалось таковым, что программа для 43 УК- новичков заработала только с 11 июня.
- Наверняка, эти три дополнительных дня, в течение которых у населения не принимались платежи, стали основанием для недовольства со стороны УК. Вы успели выяснить, что стало причиной такой задержки?
- К сожалению, отсутствие возможности оперативно исправлять выявленные недостатки потянуло за собой шлейф негатива. А недостатки, по сути, оказались мелочными. Где-то сказался человеческий фактор: некоторые кассиры не смогли правильно снять данные, где-то неправильные данные показывали домовые счетчики. Но выявление причин этих мелочей потребовало больше времени, чем предполагалось. Другими словами, проблемой стала не сама система, а количество одновременно подключенных УК. Я, конечно, понимаю, что в течение этих трех дней хозяйствующие субъекты испытывали неудобства. Нами уже принято решение: подключать УК небольшими партиями, не более чем по пять компаний за раз. Более того, пока не ликвидируем последние погрешности, к внедрению других компаний приступать не будем.
- Есть компании, которые сетуют на большие потери вследствие этой трехдневной задержки.
- Выбирая время для подключения одновременно такого большого числа компаний, мы остановились на начале июня именно по той причине, что, как правило, это время наименьших сборов по платежам ЖКУ. Люди массово собираются в отпуск и стараются отложить средства, об этом говорят статданные многих лет.
- То есть было выбрано время, в течение которого возможные потери при непредвиденных обстоятельствах были бы наименьшими.
- Несмотря на все трудности, процесс идет положительно. Исправляются ошибки, корректируются недочеты. Решено организовать дополнительное обучение для кассиров. Большая работа была проведена по выявлению и устранению неисправностей общедомовых приборов учета. Главное, что сама программа себя оправдывает.
- Может, программа, хорошо работающая в Татарстане, по каким-то причинам не столь хороша в Якутии?
- Я считаю, что сработал очень простой фактор. Программа в Татарстане работает уже десять лет без сучка и задоринки, и все просто забыли, что адаптация нового программного продукта, как и любой рабочий процесс, требует времени. Забыли это и некоторые УК Якутска, работающие на готовых программных продуктах не один год. Да, на территории Якутии выявилась потребность в доработке программного продукта. Это и некоторые формы отчетов, некоторые дополнительные возможности, формирование отдельных квитанций на прямые расчеты с населением. Прямые расчеты действуют по всей стране, но в Казани действует Единый расчетный Центр, который берет на себя всю работу с прямыми расчетами. У нас такого Единого расчетного центра нет, и разработчикам пришлось добавлять в систему блок дополнительных функций.
- Галина Михайловна, есть еще один момент, на который надо обратить внимание. Представители некоторых УК говорят о том, что система «Дом.Онлайн» навязывается им чуть ли не директивно.
- Это преднамеренное или нет, но, однозначно, искажение действительности. Программный продукт предлагается УК и ТСЖ бесплатно. Обучение персонала работе с данным программным продуктом тоже бесплатное. Для многих маленьких ТСЖ это существенное финансовое подспорье, поскольку таким образом они избавляются от необходимости содержать штатных бухгалтеров и программистов. Кроме того, всем известно, что с 1 июля вступает в силу Постановление Правительства республики от 16 апреля 2015 года №112, по которому предусмотрены изменения в порядок предоставления субсидии организациям коммунального комплекса. Одним из условий предоставления субсидий является работа организаций-получателей субсидий в Единой интегрированной информационно-аналитической системе по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги, то есть в программном продукте «Дом.Онлайн».
«Дом.Онлайн» должен обеспечить прозрачность, объективность и достоверность объемов, предъявленных УК к субсидированию из государственного бюджета. Ведь система будет отражать реально начисленные платежи гражданам и иным льготникам.
Сейчас государство фактически вынуждено верить УК и другим организациям – поставщикам услуг едва ли не на слово. А ведь речь идет об огромных суммах. Только в 2014 году государство выделило на субсидии организациям ЖКХ республики 18 миллиардов рублей.
Классическая для Якутска ситуация: на вводе в многоквартирный дом горячего водоснабжения стоит общедомовой прибор учета. Ресурсоснабжающая организация поставила объемы в соответствии с показателями счетчика, а УК взимает с жильцов по нормативу. И получается очень хороший люфт.
Отсюда становится понятным, что есть УК, крайне незаинтересованные во внедрении системы «Дом.Онлайн», которая сделает невозможными такие бонусы. Есть силы, педалирующие слухи о недееспособности программного продукта. Тем же УК и ТСЖ, кто работает честно, опасаться нечего.
Пресс-служба МКУ «СЭГХ»