22:11 07.08

Пассажирка смертельного рейса: "Разве мы – люди второго сорта и наши жизни не стоят и ломаного гроша?!"

"Неделю назад знакомый предложил мне поехать в с. Казачье Усть-Янского улуса в качестве переводчика иностранке, планировавшей начать съемки документального фильма о жизни людей в отдаленных поселениях Арктики. Я всегда мечтала увидеть Север и решила не отказываться от этого предложения. 30 июля мы вылетели из Якутска в Усть-Куйгу на самолете компании «Полярные Авиалинии». Все шло по плану, хотя наш рейс немного задержали из-за погодных условий в Усть-Куйге. Заметьте, авиабилет туда и обратно стоит 42 тысячи рублей!!! Прибыв в Усть-Куйгу, мы прямиком отправились на попутке до берега Яны, где нас должен был ожидать водитель моторки, который должен был доставить нас в Казачье. На берегу была пара моторок, но нашего водителя с лодкой еще не было. Пока ждали, я познакомилась с другими отъезжающими в с. Казачье. Среди них был мужчина с сыном-подростком, молодая женщина с двумя мальчиками 6 лет и 10 месяцев от роду, был молодой мужчина, толпа парней с кучей груза, пара семей и я с иностранкой.

Моторист прибыл на берег только спустя пару часов: долго добирался, потому что плыл против течения, и река была полноводная из-за обильных дождей, в воде плавало много коряг. Конечно, увидев берег Яны, я сама поразилась полноводности северной реки, потому что знаю, что летом якутские реки обычно мелеют. Но на этот раз такого не было. Шла «чёрная» вода… Люди, ожидавшие родственников, сажали своих на лодки и быстро отъезжали. У всех прибывших с собой было много вещей, потому что все прилетели из Якутска. Все садившиеся на лодки были одеты очень тепло, фактически в зимнюю одежду. Оно и понятно – север, холодный ветер на реке, моросящий дождь, - и всё это, помноженное на скорость передвижения моторки.

При погрузке оказалось, что, кроме самого моториста с помощником и нас с иностранкой, в лодку сели молодой мужчина, женщина с двумя детьми, мужчина с сыном-подростком. Меня напрягло количество людей в одной лодке, я переспросила водителя, правильно ли брать столько людей, но он уверил, что лодка большая и всех выдержит, и я успокоилась. Тем более, заранее получив команду садиться именно к нему, мы согласились. Моторист предложил всем надеть спасательные жилеты. Некоторые отказались. На нас спасжилеты уже были.

Напротив меня сидел молодой мужчина, который ехал на родину, в Казачье, после долго отсутствия. Он говорил, что его там ждут родители, которых он не видел пять лет. Он мечтал о встрече с друзьями и об охоте, рассказывал мне с любовью о своем родном селе, о том, как живут там сейчас люди.

К 16:00 по местному времени (в Усть-Яне время опережает Якутск на час) мы двинулись по реке в сторону Казачьего. Общее расстояние по реке составляет 230 км. Вычитала позднее, что по земле из Усть-Куйги до Казачьего всего 90 км. Зимой все ездят на машинах по замерзшей реке, а летом дорог нет, поэтому единственный транспорт – это моторные лодки. Из Депутатского до Казачьего тоже нет дорог, изредка летают вертолеты.

Через 2,5-3 часа пути мы добрались до бывшего поселка Северный. Раньше это был процветающий поселок, центр золотодобывающего Кулара...

Проплывая мимо этого брошенного поселения, моторист заметил на берегу причалившую лодку и решил сделать остановку. Мы пристали к берегу, пассажиры разбрелись по своим делам. Пообщались с людьми из той лодки, где также было много народу с маленькими детьми и багажом. Так как они причалили раньше нас, то они раньше нас и отплыли и вскоре скрылись из виду.

Следом двинулась и наша лодка, но, когда мы были уже на середине реки, двигатель вдруг заглох. Паники не было, проводились штатные работы по запуску двигателя и осмотр мотора. Попытки помощника моториста не увенчались успехом, и поэтому моторист сам решил подобраться к двигателю для выяснения причины неисправности. Все внимание пассажиров было захвачено процессом выяснения неполадок. Время было позднее, и видимость на реке ухудшилась. Никто и не заметил, что сильным течением лодку несет прямо на стоявшую посредине реки на якоре баржу.

В какой-то момент лодка ударилась о баржу, все закричали. Парни попытались схватиться за якорную цепь и оттолкнуть лодку от баржи. Но в один миг лодку затащило под баржу, и мы оказались под водой. Все произошло так стремительно! Спиной и головой я сильно ударилась о дно баржи, течением несло меня под водой в сторону, я старалась задержать дыхание, насколько было сил. Не знаю, сколько времени прошло. Лишь одна мысль была в голове: «Неужели это конец?!». Я думала о своих детях, обращаясь к ним по именам. Страх не увидеть их больше был страшнее самой смерти...

В какой-то момент я почувствовала, что больше не касаюсь дна баржи и из последних сил сделала рывок, чтобы всплыть на поверхность. Мне это удалось, но одежда намокла и тянула меня вниз. Изо всех сил стараясь удержаться на плаву, я скинула с ног резиновые сапоги и попыталась снять куртку. Вода была очень холодной, и тело не слушалось меня, поэтому я не смогла расстегнуть куртку. Вокруг никого не было видно, течение реки быстро уносило меня дальше от места аварии. Я громко рыдала и молила богов, чтобы они сжалились надо мной и спасли меня. Сердце бешено колотилось, как будто стараясь выпрыгнуть из груди. Я наглоталась воды, мои очки потерялись, и я не видела, куда меня несет. Река стремительно уносила меня, берег был очень далеко.

Но вскоре я услышала звук мотора, стала кричать, чтобы меня заметили и спасли. Боковым зрением я увидела движущееся пятно. Это была моторка. Какой-то мужчина выдернул меня из воды на лодку. Я лежала и не могла пошевелиться, все мышцы свело от холода. Я слышала, как водитель кричал: «Ребенка! Ребенка!», и я увидела мужчину, который делал какие-то резкие движения. Позже я поняла, что он откачивал спасенного малыша.

Лодка привезла нас на берег, где уже были четверо спасенных людей. Их всех трясло от холода, и они скидывали промокшую одежду прямо на берегу. Уплывая обратно, мужчина крикнул нам вслед «Ждите!». Троих из десяти бывших в лодке не было на берегу – двоих мужчин и 6-летнего мальчика. Мы все были в страшном шоке от произошедшего.

Чуть позже за нами приехала другая лодка, управлял ею сам капитан теплохода-тягача, что буксировал баржу. Он скомандовал нам, женщинам, с младенцем сесть немедленно в лодку. Мы прибыли на теплоход-тягач, матросы помогли нам подняться и повели нас в камбуз. Мы сняли всю намокшую одежду, чтобы растереть тело и согреться. Позже капитан привез оставшихся на берегу парней. 19-летний парнишка, потерявший отца, был в неадекватном состоянии от полученного шока. Я расспрашивала об оставшихся мужчинах и маленьком мальчике. А в это время велись их поиски в реке.

Я не помню, сколько прошло времени и как долго мы пребывали в шоковом состоянии. Через какое-то время капитан сообщил, что нашли тело одного из мужчин, а остальных пока не нашли. Капитан связался по радиосвязи с МЧС и сообщил им о случившемся и сказал, что скоро за нами прилетит вертолет.

В 4 часа утра четверых из семи человек: женщину с младенцем, иностранку и меня, - отправили на вертолете из п. Северный в п. Батагай. Троих оставшихся парней отвезли на моторке в Казачье. По прибытии в Батагай нас отвезли в администрацию поселка, откуда мы утром поехали в авиапорт и вылетели в Якутск. Администрация поселка и МЧС помогли нам с билетами. Женщина с младенцем, у которой пропал сын, была доставлена в центральную больницу п. Батагай.

Я каждый день благодарю бога, духов родной земли, всех Айыы за мое спасение! И я также глубоко благодарна команде теплохода-тягача, которые, рискуя своими жизнями, не раздумывая, кинулись спасать погибавших: Балашову Владимиру Александровичу - он первым увидел нас и сообщил капитану; Ульянову Сергею Викторовичу — капитану тягача; Немцову Николаю Александровичу; Наталье — судовому коку. Надеюсь, власти обратят внимание на действия речников и адекватно оценят их подвиг.

А также благодарю команду спасателей МЧС, команду операторов МЧС п. Батагай и администрацию поселка.

Выражаю искренние соболезнования родным и близким погибших. Мне больно осознавать, что люди, с которыми я бок о бок ехала в одной лодке, общалась, разговаривала, в один миг ушли... Это настолько страшно и понятно только тому, кто пережил подобное...

Прошу читателей, форумчан проявить деликатность и не обвинять голословно в комментариях пассажиров и водителя моторки, хотя бы потому, что вас там не было. И не дай вам Бог оказаться в подобной ситуации! «Не судите и не судимы будете!».

Мне трудно вспоминать и писать о случившемся, некоторые детали я не стала описывать, единственное, что я хочу — это донести до якутян, что транспортная проблема в нашей республике стоит не просто остро, а остро, как никогда! Сколько еще жизней должно прерваться, чтобы решилась эта проблема? После страшной трагедии крушения вертолета Ми-8, летевшего в Казачье из Депутатского, где погибло много людей, в том числе детей, правительство выделило администрации села два пассажирских катера, которые, по рассказам жителей, не эксплуатируются по причине отсутствия топлива.

Существует две возможности добраться из Якутска в с. Казачье. Первая — самолетом из Якутска в Усть-Куйгу и затем по реке на лодке плыть 230 км до Казачьего. Вторая — самолетом из Якутска в п. Депутатский и оттуда на редких рейсах санитарной авиации до Казачьего. По земле летом добраться туда нет возможности. Зимой все ездят по замерзшей реке. У жителей Казачьего остался страх после крушения вертолета, а также постоянный страх перед поездками на моторке. Но выбора у них нет!

Как республика, которая наполняет бюджет огромной страны, не может организовать своим жителям безопасный способ добраться до отдаленных населенных пунктов? Нет нормальных дорог, нет мостов, нет регулярных авиа- и речных рейсов, нет безопасных пассажирских перевозок по земле! Сколько людей еще должно погибнуть для того, чтобы на эту проблему обратили внимание?!"

Сардана, 7 августа, 2015 г.

От редакции РИГ SAKHAPRESS.RU:

Напомним, сегодня тело шестилетнего ребенка было найдено в 90 км ниже по течению от места трагедии. Поиски пропавшего 51-летнего мужчины продолжаются.

Наш канал в Telegram