Слова философа Имманула Канта «Не мыслям надобно учить, а мыслить» стали постулатом моей профессиональной деятельности. Для меня принципиально дать ребенку возможность думать, достичь знаний самому и создавать для этого все условия. Всегда связываю ту или иную тему урока с жизнью, учу детей тому, что математика не придумывалась, а открывалась, что она уже была. Ведь ребенку сложно изучать что-то условное, несуществующее и не окружающее его. Многие уверены, что математика сложный предмет. В работе стараюсь быть поддержкой для обучающихся и координатором процесса познания.
В последнее время столкнулся с проблемой неумения работать учащихся с учебной литературой. На мой взгляд, причиной тому служит недостаточные навыки смыслового чтения. Для решения данной проблемы я на уроках показываю ход своих мыслей при чтении задач или теории. Читая каждое слово или словосочетание вслух, рассказываю свое представление. На уроках геометрии, «визуализаторами» моих мыслей выступают подручные предметы. Прямые – ручки, карандаши, плоскости – тетради, учебники, точки – кусок мела. Таким образом, я хочу показать, как нужно читать, обращая внимание на каждое слово. Получается интересно и эффективно. Иногда разбор задачи происходит так, как будто мы с учащимися находимся в зале суда, есть те, кто пытаются уличить задачу в «нерешаемости», а так же те, кто, пользуясь «кодексом», в виде учебников, доказывают, что она вполне решаема. Считаю, что учителю с детьми надо много разговаривать на различные темы, чтобы они учились излагать свои мысли, и быть готовым дать совет. Для этого учитель должен быть всесторонне развитым человеком.
Сейчас век информационных технологий, который ориентирован на создание благоприятных условий для педагогической деятельности и образовательной сферы в целом. Современный учитель должен своевременно расширять свою компетентность в области новых информационных технологий, он должен быстро, качественно усваивать новые знания и использовать их на практике. Я благодарен таким технологиям за то, что хотя бы частично они могут отобразить мысли учителя и корректировать воображение учащихся. Интерактивная доска, при качественной разработке, может служить не только доской, которая не пачкает руки мелом, но и неплохим «дирижером» на уроке. Используя определенные цвета, движения, звуки, можно управлять мотивацией, работоспособностью и настроением учащихся. На моих уроках часто работает сервер, в котором происходит обмен информацией между учителем и учащимися. Например, каждый ученик может вводить данные со своего смартфона, а на интерактивной доске будет отображаться общая статистика или диаграмма. Ведь я знаю, как современные дети умеют очень быстро преобразовывать мелкие детали в большой объем информации. Разрабатываю уроки с 3D моделированием, провожу актуализацию знаний по мотивам популярных игр. Это, как мне кажется, помогает нам связывать уроки с повседневной жизнью. Мы, учителя, должны идти в ногу со временем, а иногда даже опережать прогресс.
«Учителем может называться тот профессионал, который занимается своим делом фанатично», на такие слова меня толкнула оценка и наблюдение профессии за эти годы. Ведь в спорте нет фальшивых фанатов и спортсменов, так же в школе должны быть только истинные учителя. В целях оперативного профессионального общения, обмена педагогического опыта разработал многофункциональный сайт для педагогов Олекминского района «Объединяя для общего прогресса». Идея проекта в том, чтобы все работники образования нашей малой родины виртуально «существовали» на одном сайте. Сайты образовательных организаций, учителей, методических объединений, общественных организаций с образовательной тематикой будут доступны для одного аккаунта. В один клик можно найти любую организацию, любого коллегу. Обмениваться информацией со всеми сразу или с каждым отдельно.
Сегодняшним студентам и завтрашним учителям желаю азарта в работе, желания добиться успехов и, конечно же, признания учеников.
Василий ЛАЗАРЕВ, учитель математики и информатики МКОУ «Солянская СОШ» Олекминского района РС(Я)