В.Н.Мясищев
РИГ SAKHAPRESS.RU Я благодарна судьбе, что 25 лет назад жизненные обстоятельства привели меня на порог моей родной школы и я начала свой профессиональный путь учителя начальной школы, а с 1993 года и руководителя.
Опыт и мудрость старших коллег, оптимизм и задор молодых, слаженная работа коллектива, взаимопонимание и поддержка друг друга помогли мне освоить новую, сложную и ответственную работу директора. С годами пришли знания, опыт и мастерство. Работа директора школы очень сложна, многогранна, трудна. Часто на плечи ложится груз детских и взрослых невзгод, неурядиц, боли, обид, а порой непонимание и агрессия. И нужно успеть помочь советом, сочувствием, поддержкой и принятием конкретных решений. В помощи, поддержке и защите нуждаются дети, которым трудно учиться, сложно общаться со своими сверстниками и родителями, дети, страдающие от семейного неблагополучия, внимания и заботы требуют коллектив школы, семьи и родители.
К 2000 году стал разваливаться Заречный лесоучасток, который содержал всю социальную инфраструктуру поселка, трудные времена переживали сельские труженики Троицкого наслега. Многие родители остались безработными. Жизненные тяготы надломили семьи со слабым социальным положением. И в таких условиях педагогический коллектив принял решение стать центром духовного очага, создать в школе территорию понимания, сотрудничества, сотворчества, любви. Концепция воспитательной программы школы, рассчитанная на 5 лет предполагала создание системы межведомственного сотрудничества в интересах детей; обеспечение условий развития личности. Реализация поставленных задач осуществлялась через три комплексных программы:
«Семья + школа», «Здоровье», «Профилактика правонарушений, безнадзорности, социального сиротства» и проекты: «Наш дом – Заречье», «В мире прекрасного», «Трудное детство». В рамках работы программ и проектов было налажено сотрудничество с различными структурами: органы социальной защиты семьи, материнства и детства, наслежные администрации, правовые органы, медицинские службы, ДОУ, центр дополнительного образования, общественные организации, родительские советы, Сельский дом культуры, экологический центр.
Самое первое и главное место занимает семья – это основа воспитания. Все начала от семьи и одним из важнейших направлений программы «Семья + школа» являлось развитие активного общения семьи и школы. Коллективом была произведена паспортизация семей учащихся школы, это позволяет более раннее выявление неблагополучия семьи, своевременное оказание адресной помощи и поддержки, ведется систематическая работа с нестандартными семьями, постоянный контроль и патронаж семей социального риска. Стали традиционными мероприятия по совместным планам «Всеобуч», «Здоровье», «Школьное лето» и встречи по проблемам отдельных семей и воспитанников школы.
Совместной заботой педагогов, родителей, медработников и общественности является укрепление здоровья учащихся и их физическое развитие. В рамках реализации целевой программы «Здоровье» велась неустанная работа по созданию режима учебы и отдыха учащихся, организации полноценного калорийного питания, закаливанию и занятию физкультурой. За годы реализации программы «Здоровье» коллектив выработал оптимальные средства сохранения и укрепления физического и социального здоровья учащихся.
Одним из сложных направлений воспитательной деятельности является работа по предупреждению безнадзорности правонарушений и социального сиротства. Межведомственное сотрудничество и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, социума были направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности. Сотрудничество с улусным центром помощи семьи и детям переросло в деловое партнерство, благодаря которому жил и развивался наш педагогический центр «Надежда». Работа в центре по оказанию адресной оперативной помощи велась по двум направлениям: оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье. С целью создания единого социально-правового пространства по обеспечению и защите прав несовершеннолетних учащихся школы совместно с ОППН разработан и реализован проект «Трудное детство», основными направлениями которого являлись коррекция ближайшего социального окружения, воспитание уважения к законам, правовой всеобуч. Целенаправленная воспитательная работа, использование новых форм, отвечающих интересам детей, улучшили положительную динамику социализации детей «особой заботы», сократилось число учащихся, состоящих на различных видах учета, уменьшилось число с семей социального риска, не было случая отсева и правонарушений среди подростков.
Работа по воспитанию и развитию чувств патриотизма и гражданственности сквозной линией проходила через проект «Наш дом – Заречье», разработанный социальным педагогом школы Корощуповой С.М. Нравственно эстетическое воспитание осуществлялось через проект «В мире прекрасного».
Результаты реализации воспитательной программы:
- самый главный результат это то, что педколлективу удалось создать систему межведомственного сотрудничества и социального партнерства;
- педагогический коллектив решил поставленную перед ним цель – сделать школу центром социального и нравственного воспитания. Школа, собрав все силы, энергию и творческий потенциал все эти годы как заботливая мать одевала, обувала, кормила, обучала и воспитывала своих детей. Для многих девчонок и мальчишек школьный дом стал островком надежды, тропкой добрым делам, дорогой к большой жизни;
- наша система социально-педагогической поддержки детства позволила найти оптимальные пути решения проблем семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направить развитие воспитанников из «зоны риска» в позитивном направлении;
- в школе реализовалась концепция охранно-защитной профилактики, приоритет воспитательных форм воздействия, ориентированных на предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, на сохранение и укрепление нормальных, благоприятных для развития ребенка условий;
- консолидация усилий семьи, школы, общественности в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, формировании и поддержки ориентации на ЗОЖ;
- опыт нашей работы подтвердил, что оптимальной формой воспитательной деятельности является бережное отношение к личности ребенка, педагогика успеха, стимуляция социализации детей с помощью совместного творчества, полезного труда, содержательного досуга;
- за время реализации проекта выработаны механизмы конструктивного взаимодействия со всеми организациями, занимающимися вопросами охраны и защиты прав детей, за годы сотрудничества мы стали единомышленниками и это обеспечило реализацию наших планов.
Однако, несмотря на наличие факторов успешности деятельности педагогического коллектива существует разрыв между достигнутым и желаемым результатом, остались нерешенные задачи и проблемы, которые педагогический коллектив сегодня готов решить для развития наших детей и родной школы.
Наталья РУДЫХ.
директор МКОУ «Заречная ООШ» Олекминского района РС(Я)