РИГ SAKHAPRESS.RU Известный многим как житель дома с красным флагом, пожизненный пограничник СССР Александр Катаев, несмотря на всю свою бравость и лихость, нуждается сегодня в помощи, сообщает NVpress.
Он опасается, что ему придется зимовать в неотапливаемом доме. Это фактически непригодное для жизни жилище в 2011 году было возведено по распоряжению премьера Якутии Галины Данчиковой.
Неудачный эксперимент
«Это экспериментальный дом!», - гордо заявляет Александр Афанасьевич. Судя по плачевному состоянию дома, эксперимент не удался. Корявая и хлипкая хижина дяди Саши продувается со всех сторон. Ее греет печка, которая занимает большую часть крошечной кухни. Пока печку можно было топить, жили, но сейчас жить невозможно.
Добивался своего жилища Катаев с огромным трудом. Благодаря первому президенту Якутии Михаилу Николаеву, оставшимся без жилья горожанам были выделены земельные участки, расположенные по Вилюйской объездной дороге, где располагалась свалка. Там и построил Александр Афанасьевич свою времянку.
Тогда Катаев активно писал обращения во все инстанции, не желая мириться со своим плачевным положением. Он считал, да и сейчас считает, что государство его обмануло. За 30 лет работы мастером высшей категории по подготовке водительского состава в советское время, оплате налогов, Александр Афанасьевич должен был получить бесплатное жилье и пенсию, на которую можно было достойно жить.
Премьер услышал
В 2011 году его активность была вознаграждена. Летом 2010 года в должность руководителя правительства Якутии вступила Галина Данчикова. Это сейчас премьер окружен глухой стеной молчания, о ее деятельности мы узнаем только из редких пресс-релизов. А тогда через год после своего назначения, в августе, председатель правительства Якутии приехала к Катаеву лично. Их разговор длился полчаса
Скорее всего, премьер уехала от Катаева в глубоком шоке. Иначе чем объяснить последующие после визита действия. Сразу же она дала задание найти средства для постройки дома. Кому дала, Катаев не уточняет. Деньги искали долго. Аж до декабря. Зимой долгожданные 650 тысяч рублей поступили на счет Катаева от спонсора, который пожелал по неизвестным причинам помочь незнакомцу. Как зовут спонсора, Катаев не помнит, да и неважно, поскольку своим главным спонсором он считает председателя правительства.
Домик в -50
В ту же зиму частное предприятие возвело экспериментальный дом по своей технологии. Строили дом второпях - в 50 градусов мороза за две недели на мерзлом грунте. Стоили без чертежа, по эскизу. Как пояснил наш собеседник, строительная фирма, которая взялась за возведение, называется «Экопан». Договор Катаев найти не смог.
Он отмечает, что строителей вовсю подгоняли из аппарата правительства. Да и сам Катаев, который ютился с умирающей женой во времянке, торопился. Знал бы он, в какие мучения все выльется.
- Строители демонстрировали картинки на этом, как его, планшете, дома на них прям загляденье. Знаю, что домик построен из полистирола и ДСП. Нам говорили, что такие дома очень теплые. В республике эта фирма построила десять таких домов. Строители утверждали, что никто не жаловался.
Катаев считает, что все дело в том, что дом построили в морозы. Но на наш взгляд, строители, как профессионалы, должны были понимать, что в результате получится. Никто не сказал веское слово подгоняющим чиновникам, желающим отчитаться. А будущий хозяин дома вряд ли мог оценить все риски.
С одной стороны, Данчиковой Катаев очень благодарен за то, что она приняла решение, и какой- то сдвиг начался.
С другой стороны, домик получился некачественный. Фактически строительство не закончено. Зимой напрочь промерзают окна, стены тоже. Внутри дома у стены -20 градусов - замеряли. Когда идет дождь, все течет, не успеваем ведра подставлять.
Из-за неправильной постройки дом проседает.
Нужны печь и веранда
Всем тем, кто советует довести дом до ума самому, поясним. Катаев своими силами дом пытался доделать: поднимал его домкратом, подкладывал бревна, печку построил, добился, чтобы провели воду. А вот провести газ уже невозможно. За него требовали 150 тысяч рублей. Сейчас, наверное, уже больше.
Также дополним, что пенсия у Катаева составляет 13 тысяч рублей. Копить на ремонт из таких доходов нереально. При том, что он заказывает дрова и лед, платит за электричество и телефон. Еще нужно питаться и лечиться.
Что же нужно сегодня для улучшения положения пенсионера?
- Печку нужно перекладывать. Необходимо поменять запорную арматуру, отремонтировать топочный отдел. 5,5 тысяч стоит половина запорной арматуры печи, куда входит колосник, топочная печь и плита. Также нужен конек на трубу. Печь – дело серьезное, ведь неправильная топка очень опасна.
Дом нужно утеплить и перестелить крышу, поскольку оттуда льет как из ведра.
Хорошо бы построить веранду для сохранения тепла. Веранду-то Китаев построил, но из старых окон, и разумеется, она не выдерживает якутские морозы. Теплая веранда нужна не просто для сохранения тепла, но и для немудреного комфорта. Да хотя бы белье просушить. На вопрос, сколько стоит веранда, Катаев не знает, какую цифру назвать. Есть у него заветная тетрадь с чертежом веранды из сэндвич-панелей, но расчетов нет. Да и устарели бы они с нынешними нестабильными ценами.
***
Между прочим, ответственность за тех, кому помогла, Галина Данчикова осознает. Иначе чем объяснить многочисленные звонки из аппарата правительства Якутии Александру Катаеву, во время которых звонящие расспрашивают о житье-бытье. Но дальше разговоров дело почему-то не идет. Таким образом, премьер помогла, но не проконтролировала качество исполнения. Вроде и не виновата. Не виноваты и строители, которых торопили все кому ни лень, и которые в итоге построили непригодное для жизни жилье. И взяли за свою халтуру 650 тысяч рублей – огромные деньги, которыми впервые в жизни располагал пенсионер.
Получается, что результат никого не интересовал: ведь помогли. И даже поговорка есть про дареного коня, которому в зубы не смотрят. Но возникшее ощущение, что Катаева обманули все, не проходит. Это как подарить старую дырявую шубу замерзающей. Вроде ведь помогли, ну а то, что дырявая и зимовать в ней невозможно, уже дело другое.
Аида ИВАНОВА.
"Наше время"