14:25 02.10

«Я Дима Захаров из Оннеса, помогите!» Похороненный 20 лет назад солдат объявился в Казахстане

А неделю назад родные Дмитрия получили сообщение о том, что в одном из городов Казахстана к туристам из Якутии подошел мужчина. «Я Дима Захаров из Оннеса, - произнес он по-якутски. – Сообщите моим родным».

Рассказывает Афанасий Алексеев, двоюродный брат Дмитрия Захарова:

«В конце сентября в мессенджере WhatsApp появились сообщения от неизвестного человека о том, что якутские журналисты встретили в Казахастане мужчину, который, услышав якутскую речь, обратился к ним по-якутски, сказал, что он тоже якут, зовут его Дима Захаров, он из Оннеса. И что у него нет ни денег, ни паспорта. Все родные потеряли покой, мы очень хотим выяснить, кто это был. Если это наш Дима, мы обязательно за ним поедем и заберем его».

«Ваш сын – дезертир»

Оннес – небольшое село, расположенное в 90 километрах от районного центра, села Амги. Население – около 700 человек. Сегодня здесь уже мало кто помнит ту трагическую историю семьи Захаровых двадцатилетней давности.

Дима родился 27 июня 1976 года и стал третьим ребенком в семье Раисы и Степана Захаровых. До него на свет появились Екатерина и Степан. В июне 1994 года Дмитрия призвали в армию. Он попал в Забайкальский военный округ. Первый месяц служил в воинской части №16981 «в» в городе Чите-46, а 20 июля его перевели в другую часть, №11504 «б» в Читу-47.

20 августа родители получили от сына письмо о том, что служба идет, его определили в подсобное хозяйство воинской части, где он с двумя парнями-бурятами присматривает за овцами и свиньями. Все, казалось, было нормально, как вдруг 31 августа Захаровым пришла телеграмма из Читы: «Ваш сын Дмитрий Захаров самовольно оставил часть. Прошу оказать помощь в розыске».

Известие об исчезновении Димы подкосило его мать Раису, у нее случился сердечный приступ, а 12 сентября она скоропостижно скончалась.

Письмо прокурору

12 января 1995 года овдовевший глава семьи Степан Захаров написал письмо прокурору республики Николаю Полятинскому, в котором просил помочь разыскать сына. «Мы ничего не знаем о нашем ребенке, жив ли он или умер. Никто ничего не сообщает. Мы звонили в часть, где служил Дима, но с нами там так разговаривали, как будто мы сами убили его. Жена не выдержала горя, умерла. Пожалуйста, помогите», - пишет в письме убитый горем отец.

20 февраля того же года прокуратура перенаправила это заявление Степана Захарова в министерство внутренних дел Якутии министру Валерию Федорову. «Направляю заявление гр-на Захарова С.К. об исчезновении без вести его сына, военнослужащего срочной службы Захарова Д.С. для проведения розыскных мероприятий и проверки версии о возможной насильственной гибели Захарова Д.С. на территории РС(Я)», - написал в сопроводительном письме старший помощник прокурора республики В.Мокрушин.

Найдены останки человека

Почти полтора года не было никаких известий. И вот в декабре 1996 года Степан Захаров получил письмо от старшего следователя военной прокуратуры гарнизона «Дровяная» А.Жлоба, в котором сообщалось (стилистика и грамматика частично сохранены): «Уведомляю вас, что 30 мая 1996 года в лесном массиве в 3,5 км от части были обнаружены останки человека. В ходе следствия с помощью идентификации установлено, что данные останки являются трупом Захарова Дмитрия Степановича, который покончил жизнь самоубийством. Согласно заключению психиатров и психологов на данное решение Захарова повлияла смерть бабушки, а затем и матери. Уголовное дело по обстоятельствам смерти Захарова прекращено за отсутствием события преступления на основании ст.5 п.1 УПК РФ».

Вскоре в Оннес прибыл груз-200. Его сопровождал молодой лейтенант из части. Цинковый гроб был закрыт, но родные настояли, чтобы его открыли. По словам родного брата Степана Захарова Константина, присутствовавшего на похоронах племянника, в нем были лишь скелет и фрагменты военной формы, пилотка и солдатский ремень.

Уголовное дело прекращено

После похорон Дмитрия, в том же декабре 1996 года в военкомат Якутии пришло извещение из воинской части 11504, где служил Дмитрий Захаров, в котором полковник части В.Маркин просил известить Степана Захарова о том, что «его сын, рядовой Дмитрий Захаров, покончил с собой при невыясненных обстоятельствах». Также пришел ответ из военного гарнизона «Дровяная» о том, что «уголовное дело в отношении Дмитрия Захарова по признакам преступления, предусмотренного ст. 246 п. «в» УК РФ, прекращено на основании ст.5 п.8 УПК РФ, то есть в отношении умершего. Уголовное дело о гибели рядового Захарова Д.С. прекращено на основании ст.5 п.1 УПК РФ за отсутствием состава преступления». «Данное решение было принято 26 августа 1996 года после тщательной оценки полученных по делу доказательств, в том числе заключения судебно-медицинского эксперта, доктора медицинских наук Насатеева, проводившего идентификацию личности Захарова Д.С. по найденным в лесу останкам и фотографии Захарова Д.С. и пришедшего к выводу, что они принадлежат Захарову Д.С.», - сообщается в письме врио начальника военного гарнизона «Дровяная», старшего лейтенанта юстиции М.Григораша.

Сомнений не возникло

«Это был 1996 год. Родные получили несколько официальных писем из военкомата и военной прокуратуры о смерти Димы, которым они, конечно же, поверили, - говорит двоюродный брат Дмитрия Афанасий Алексеев. – Единственное, что вызвало вопросы, это то, что Дима якобы покончил с собой из-за смерти бабушки и матери. Бабушка, насколько мне известно, умерла до ухода Димы в армию. А мама… мама ведь умерла после того, как он ушел из части».

И все же, по словам Афанасия, на тот момент ни у кого не было сомнений в том, что останки принадлежат Дмитрию. «Все были рады уже тому, что теперь его хотя бы можно было похоронить по-человечески», - говорит он.

Сомнения появились сейчас, спустя почти двадцать лет, после того как в ватсапе появились сообщения о встрече якутских журналистов с мужчиной, представившимся Димой Захаровым.

«Это не может быть совпадением, - уверен брат Дмитрия. – Ведь были названы имя, фамилия и название села Оннес».

Родные теряются в догадках: если это действительно Дима, как и почему он попал в Казахстан? «Может, его продали в рабство? Или его увез с собой какой-нибудь дембель?» - строит предположения его двоюродный брат.

Очень настораживает тот факт, что в сообщениях нет никакой информации о тех людях, которые его якобы видели. «В рассылках, которые вот уже вторую неделю гуляют по «ватсапу», не указывается, кто именно встретил того мужчину, в каком городе Казахстана это произошло, также не сообщается, в каком месяце и году это было. Мы разослали ответное сообщение с просьбой сообщить имена и контакты тех людей. Но ответа пока не получили», - говорит Афанасий.

После недолгой паузы он добавляет: «Мы думали о том, что это может быть очередная «ватсап-утка», какими у нас так любят позабавиться. Если это так, то это просто чудовищно».

***

Все неделю телефон Афанасия разрывается от звонков и сообщений. Звонят и пишут самые разные люди. Все они, как знавшие Дмитрия, так и совершенно незнакомые, интересуются, нашелся ли он. Одно сообщение пришло из Казахстана: «Живу в Казахстане. Узнала, что ищете Дмитрия Захарова. В каком городе он подошел к туристам? Где служил?», - спрашивает неизвестная женщина. К сожалению, люди, отправившие сообщение о Диме, нужные сейчас более всего, не отзываются.

Отзовитесь!

Мы просим тех, кто владеет хоть какой-нибудь информацией о Дмитрии Захарове, о людях, которые его якобы видели, в целом о событиях, изложенных в этом материале, обратиться к нам в редакцию по телефону 219-719 или написать на электронную почту nvpress2004@mail.ru. Мы будем благодарны за любую информацию!

Марина САНТАЕВА,

«Наше время»

Наш канал в Telegram