РИГ SAKHAPRESS.RU Двухуровневое захоронение, могила девушки.
В начале ХХ в. в местности Дьэбириэс алааса проживал зажиточный якутский крестьянин, сообщает NVpress.
В этой местности издавна проживала семья Харитоновых. У представителя этой фамилии, главы семьи была одна единственная дочь. Но, не успев выйти замуж, она умерла в девичестве. Старик сильно любил свою дочь, и его горю не было конца. Чтобы сохранить ее тело, он соорудил двухуровневое могильное помещение. Гроб с телом девушки установили в нижнем помещении, в земле.
Над могилой соорудили небольшого объема сруб, над которым установили ажурной работы железный крест. Впоследствии крест был утерян. Несчастный отец иногда посещал могилу.
Надмогильный сруб находится неподалеку от села Диринг Чурапчинского улуса, возле озера.
Осенью 2013 года двухуровневое захоронение было описано, задокументировано для паспортизации и включения объекта в Единый реестр памятников истории и культуры народов РФ для сохранения.
Из учетной карточки объекта, представляющего историко-культурную ценность:
- Надмогильный сруб одноэтажный, поставлен над двухуровневым подвалом, деревянный, квадратный в плане, размерами 2,44×2,38 м.
Стены сруба сделаны из круглых тесаных бревен диаметром 220 мм, рубка стен «в лапу». - Крыша двускатная, с покрытием из земляной насыпи. На верху крыши имеется небольшая резная фигурка в виде купола.
- Перекрытие балочное, настил - бревенчатый, насыпь – земляная.
- Пол первого этажа - дощатый.
Главный фасад включает в себя двухстворчатую дверь. С обоих боков сруба имеются оконные проемы. Сруб состоит из 2 помещений.
Площадь - 3,88 кв.м. Высота потолков 1,8 м.
- В полу устроен дверной проем, ведущий в двухуровневый подвал, на одном из уровней располагается могила.
Деревянный склеп в лесу
Не менее интересный и ценный объект, наглядно демонстрирующий отношение народа саха к усопшим и их захоронению, расположен в Нюрбинском улусе, в Кюндядинском наслеге.
Любопытно, что надмогильное деревянное сооружение расположено в местности «Арангастаах», а словом «арангас» в недавнем прошлом называли «захоронение», причем как раз, в том виде, в каком выполнен и сохранился до наших дней данный объект. Судя по всему, местность назвали по этому захоронению, арангасу.
Данное надмогильное сооружение эксперты относят к 19 веку.
Надмогильное сооружение находится в лесу м.Арангастах Кюндядинского наслега Нюрбинского улуса. Оно представляет собой многоугольный сруб, имеющий шесть углов, соединенные в одно, раньше имел коническую крышу и креста.
Крыша разрушена, утрачена.
Геометрия строения нарушена, сильно накренилась в сторону. Находится в руинированном состоянии. Высота сруба 2,5 м, длина каждой из стен 1,45 м.
Впервые якутское захоронение описал Ф.Страленберг:
- Своих усопших они погребают не одинаковым способом. Знатные высматривают себе красивое дерево и заранее говорят: «Там я хочу лежать после смерти».
К усопшим в гроб кладется кое-что из его лучших вещей, некоторые просто кладут труп в лесу на помост, утвержденный на четырех столбах, и покрывают его коровьей или лошадиной кожей. Другие зарывают умерших в землю. Большинство оставляют умерших в плотно заделанных юртах, из которых предварительно выбирают лучшие вещи, и убегают от них.
Как хоронили до христианизации
В прошлом у якутов отмечались четыре основных способа погребения: в земле, воздушное захоронение, положение на земле и сожжение. В археологических и этнографических материалах наиболее полно представлены захоронения в земле.
До христианизации наиболее распространенным способом захоронения было воздушное погребение - помещение тела в колоду на столбах (аранасы). К этой форме близки наземные погребения, когда гроб помещался внутри бревенчатого сруба, сооруженного на поверхности земли.
В тундровой безлесной зоне, отмечают специалисты, якуты хоронили мертвых на земле в гробах из плах, скрепленных деревянными планками в виде четырехугольной рамы.
Погребения, относящиеся к 17-19 векам, отличаются небольшой глубиной могильной ямы. Она почти всегда прямоугольная и ориентирована по длинной оси в западно-восточном направлении с небольшими отклонениями.
На дно ямы устанавливался сруб-гробница-тэбиэх из толстых лиственничных плах, где помещался гроб. Обычно размеры сруба значительно превосходили размеры гроба, так что в его задней части оставалось свободное пространство, так называемый «хозяйственный отсек». Его нередко заполняли толченым древесным углем, а крышку гроба замуровывали глиной и дегтем.
Археологи и историки отмечают, что у якутов были распространены два вида гробов: гроб-колода и гроб в форме ящика, сколоченный из досок и плах. Иногда углубление в колоде выдалбливали по форме тела, а гробы низ досок или плах в некоторых случаях имели в задней части поперечные перегородки для размещения предметов сопроводительного инвентаря. Могильная яма, погребальный сруб и гроб покрывались слоями орнаментированных берестяных полотен.
***
Здесь мы привели несомненные, на наш взгляд, памятники истории, культуры и архитектуры. Но для чтобы все они имели охранную государственную грамоту, самое главное, должный уход и реставрацию, надо еще доказать, что объекты представляют хоть какую-то историко-культурную ценность. Для этого создана и действует рабочая группа по паспортизации при АУ «Агентство по реализации креативных технологий и инноваций культуры Арктики», «Арктика». В нее входят историки, археологи, специалисты по архитектуре и строительству, которые и выезжают на обследование, «в поле». На местах им помогают местные краеведы.
Рабочую группу по паспортизации объектов культурного наследия возглавляет эксперт по культурно-исторической экспертизе Николай Черосов.
В 2013 году рабочая группа из четырех человек паспортизировала 332 объекта культурного наследия не только в городах и крупных селах республики, но и в отдаленных местностях, аласах, заброшенных сайылыках Якутии.
В 2015 году планируется завершить паспортизацию еще 145 объектов культурного наследия.
Аркадий ЛЕБЕДЕВ.
"Наше время"