Представленная премьерная работа театра эстрады «Тыыммын ылан тыыннар холбоо…» (Дыхание моё соедини своею) на современный лад - вызвала у зала тихий шёпот, переходящий в буйный восторг. Это можно сказать, первый якутский мюзикл, написанный по классической драматической пьесе Тимофея Сметанина «Лоокуут уонна Ньургуhун».
К сожалению, в купленной программке нет ни автора музыки, ни указания о коллективном кроссоверском музыкальном сочинении. И это более, чем странно, что в музыкальном спектакле нет имени авторов композиций исполняемых артистами. Ведь музыка это главная и решающая ось музыкального синтеза. Ведь вокруг неё и создаются остальные элементы театрального действа.
Итак, можно громко объявить, что первый спектакль состоялся 23 октября 2015 года. Видимо, отсюда начинается новый отсчёт большой коллективной работы театра эстрады Якутии.
Сама драма в стихах «Лоокуут и Ньургуhун» была создана Т. Сметаниным на основе фольклорной легенды, где утверждалась сила любви, победы жизни над смертью.
Скажу сразу, что артисты эстрады - люди талантливые и вызывают у людей восхищение. Но жанровая особенность коллективного театрального действа продемонстрировала ещё одно важное качество у артистов эстрады – артистизм. С другой стороны, сегодня постановка зависит не только от создателей и исполнителей мюзикла, но и от зрителя, его точки зрения, его особой , сегодняшней художественной коммуникабельности. Идентификация чувств сидящего в зале с происходящим на сцене – есть высшая цель любой режиссуры, во имя чего и поставлен спектакль, где учтены соответствующие способности исполнителей и современного зрителя.
Теневой световой задник потрясающе обыграл пространство, который «не безмолствовал» на протяжении всего спектакля. Режиссёр старательно избегал бутафории в прямом и переносном смысле. Театральность не страдала безвкусицей, хотя иногда хотела вылиться наружу.
Музыкальные «тени» Хатылаевых открыли прелюдию спектакля. Жаль, что презентация музыки Хатылаевых прозвучала в записи! На сцене были установлены шесть микрофонов, которые ломали всю театральность действия, ведь певцам приходилось быть ограниченным в пространстве. Старик Кyhэнэй (арт. П. Семёнов) повествовательно дал тон всему происходящему и наметил некоторые горизонты фольклорной основы. Бэк-вокалистки для нашего зрителя показались неожиданным открытием, где они несли не только музыкальную ансамблевую палитру, но и явились связующим звеном от «кадра к кадру». Появляется главный герой Лоокуут (арт. И. Лебедев), где состоялся его разговор со стариком. Видно, что данный эпизод не был отработан до конца и одновременный их уход со сцены внёс легкую недоумение у зала, что отразила слабость режиссёрской работы в деталях.
Следующая сцена с появлением Мэлчэса ( арт. Н. Гоголев) окунула нас в современную действительность. Яркая баритональная окраска тембра голоса артиста разговорного жанра Николая Гоголева выгодно отличило его в эпизодических ролях. Многоликий и театральный Лэгэнтэй в роли Мардьааhай (Горбун) превзошёл себя. Его артистизм не знал границ. В этой сцене, он футбольных красных гетрах вызвал у зрителя жалость к себе, его причитающие интонации доходили до последнего ряда. Потрясающе!
Весёлую тусовку молодёжи разбавляет отец Ньургуьун Баhыкка (арт. В. Еремеев). Единственный артист, который на протяжении всего спектакля имел чувство меры. Ведь нарушение чувства меры, является способом уничтожения любого спектакля на сцене. Еремеев был очень органичен и до конца последней ноты был естественен в своей роли. Появляется отец Лоокуута Нара5ан (арт. А. Павлов) во время веселья молодёжи. На фоне квартета бэк-вокала соло Аскалона Павлова прозвучало интонационно верно и презентабельно. Яркий и импровизационный танец Тамары Поповой, Далааны, Сахаи на фоне песни Аскалона Павлова вызвало любопытство и добрый смех,
Следующая ключевая сцена главных героев Лоокуут (арт. И Лебедев) и Ньургуьун – (арт. П. Ченянова – Умсуура). Их соло, перекличка голосов на фоне бэк-вокала – должна была стать стержневой кульминацией спектакля, но, увы, волны любовной вспышки не произошло. Слишком было всё неубедительно и нарочито манерно театрально. Иногда казалось, что я нахожусь на «Кудангсе Великом».
С появлением Мардьааhай и беззаботной молодёжи мы вновь проникаемся с жалостью к Горбуну. Нуннуур (арт. Олимпия) с Молчосом (арт. Н. Гоголевым) создали контрастную атсмосферу предыдущей части.
В следующем эпизоде мы видим надменное трио хомусистов «Айархаан», чей макияж, пугает своей надменностью и происходящим в Срединном мире. Начинается дуэт главных героев. С появлением Сир-дойду иччитэ (арт. САХАЯ в спектакле начинается выразительное раскрытие сюжета, где добро начинает набирать обороты. Красивый вокал изобретательной артистки превращает бэк-вокалисток в добрых ведьм, как бы напомнив нам всем добрых нянек из «Малифисенты».
Сцена Сэрбэкэ - бая (арт. Г. Степанов) с Баhыкка (В. Еремеев) начинается перекличкой их тойука. Согласившись о браке его сына Мардьааhай с Нюргуhун Сэрбэкэ удаляется уступив своё место его супруге Далбардаах (арт. ДАЛААНА). Соло Далбардаах переходит на дуэт с мужем, которое звучит выразительно ярко. Появляется в их доме отец Лоокуута - Нара5ан, который недвусмысленно намекает о любви главных героев.
Спектакль продолжается - сцена знакомства в доме Баhыкка, где Горбун признаётся в любви Ньургуьун. Родители счастливы от богатого зятя Горбуна.
Гротескная сцена разборки Ойох тахсар кыыс (арт. М. Попова) убивает всех присутствующих из автомата, где через некоторое время мёртвые превращаются в зомби нападая на своего убийцу. Абсолютно, лишняя и не понятная часть спектакля!
Разговор Ньургуьун с мамой. Вялотекущая сцена, где ярче всех блистает в данном номере Чыыскырай из бэк-вокала.
И вновь мы в доме Баhыкка, где свадебное торжество. Соло главной героини прерывается появлением Лоокуута, где Сэрбэкэ- бай со своими молодчиками избивают сына Нара5ан, от шока которого погибает Ньургуьун.
Сцена нижнего мира обрисована режиссёром и артистами детально изобретательно. Тут и «Айархаан» со своим зловещим макияжем к месту! И Маски-шоу с Чыскыырай с танцующей с ними Ньургуьун - получают от меня по высшему баллу!
Последняя трагическая сцена не отработана, не осознанна . А ведь это развязка сюжета , и главная смысловая сцена. «Якутский Ромео» появляется мёртвой лежащей своей Ньургуьун, где кончает жизнь самоубийством, проявляя тем самым беззаветную любовь, где без любви и смерть не страшна. Финальную точку спектаклю поставит Сир-дойду иччитэ (арт. Сахайя), где в безграничной теме любви и добра каждый день восходит солнце озаряя всех нас теплом и надеждой на будущее. Вот такой примерный расклад музыкального спектакля с длинным философским названием «Тыыммын ылан тыыннар холбоо…».
А теперь мои размышления
Данный музыкальный спектакль должен быть ограничен в возрастной градации до 18 лет. Сцена самоубийства в спектакле с участием звёзд якутской эстрады – очень притягательна и опасна для подростков. Или продумать новый вариант данной сцены. Во -вторых, название спектакля очень тяжеловесна для восприятия. Может стоить назвать просто «Тыын» (Дыхание). Я бы остановился на название «Лоокуут и Ньургуьун» в современной интерпретации. Но, не это главное! Главное, вот в чём!
После долгих раздумий, я пришёл к выводу, что в спектакле не было всепроникающей музыкальности. И нашёл ответ - её отсутствия. Она кроется в том, что режиссёр ошибся в выборе главного героя Лоокуута - артиста Иннокентия Лебедева. Ну, не убедил меня Лебедев, существование его в роли главного героя. Отсюда, все составляющие части спектакля стали разрозненными.
Премьер спектакля должен быть очень ярким, убедительным. И вокалом тоже не сразил главный герой. Местами пел фальшиво. Нельзя ставить музыкальные спектакли не имея точного представления об исполнителях. Всем известно, что режиссёр- постановщик выбирая на роль главного героя в спектакле должен иметь в виду внешние данные исполнителя, его голос и певческий дар (голос и пение- вещи разные), способность к активному действию, темперамент, склонность к движению и уровень пластической культуры и т.д. и т.п. Роль как произведение искусства не представляет никакой художественной ценности, если актёр не знает о жизни образа всё. Уже в прологе Лоокуут должен знать, как исполнитель - о предстоящей драме. И готовя роль, надо бы всё время помнить об этом. Именно целостность роли – есть признак художественного произведения с полагающим расчётом, композицией, архитектоникой.
Пение – процесс таинственно-прекрасный, в больше мере необъяснимый. Пение – выявление тончайших нюансов человеческой души Танцующий, пластический развитый певец легче усваивает свой певческий номер, не говоря о том, что он более тонко владеет ощущениями ритма, пространства, мышечным напряжением, дисциплиной тела. Насколько свободно, артистично выглядел на сцене Герман Степанов в роли Сэрбэкэ-баая. Мне даже показалось, что на главную роль, из увиденного на сцене, претендует именно он – Герман Степанов. А вот в роли Сэрбэкэ – байя подошёл бы Иннокентий Лебедев.
Блистательно справилась с ролью Сахая, которая оказывается может стоять и танцевать на пуантах! Брависсимо!
Великолепной была Парасковья Ченянова – Умсуура в роли Ньургуьун, где её крохотное тельце и танцевало, веселилось, плакало и лежало. И пение её было соразмерно с её чувством меры. Хорошая находка для театра!
Саха театр потерял в лице Лэгэнтэя удивительно темпераметного драматического артиста. Его перевоплощение, его артистизм, надрыв голоса в исполняемом образе Мардьааhай – снискали уважение и почёт!
Энергичная и харизматичная Валентина Романова – Чыскыырай в образе мёртвой женщины и распутной по макияжу бэк-вокалистки – есть ещё одно яркое, выразительное действующее лицо в спектакле.
Потрясающий и выпуклый тандем «семейной пары» Баhыкка (арт. Василий Еремеев) и Далбардаах (арт. Далаана) блистательно и со вкусом представили респектабельных родителей Ньургуьун.
Для художественного руководства театра, надо быть очень осторожным с музыкой в музыкальном спектакле! Это чересчур великая сила в искусстве, чтобы её спекулировать или обращаться с ней примитивно.
Бесспорно, импровизационность игры на сцене – большое достоинство любого актёра. Но нельзя его путать импровизацией анархии и разгулом дилетанства на сцене, которая иногда обнаруживалась местами во время спектакля.
Импровизационность не должна мешать художественной дисциплине – решающему свойству, главному требованию , важнейшему условию успеха музыкального спектакля. Не всегда артист видит себя со стороны и работа режиссёра должна восполнять этот недостаток. Это касается и голоса (его тембра, тесситурных возможностей, подвижности), и сценических качеств (природы темперамента, обояния), и внешности (рост, возраст, комплекция). Каждый артист должен находить своё собственное чувство меры. И в этом случае, образцом для подражания всего спектакля явился Василий Еремеев.
Мне показалось, что режиссёр спектакля не создал единого музыкального образа – действенного, конкретного художественного объекта- эстрадного театра, обладающего глубиной эмоции (музыка), существующего по законам драматургии (искусство театра), но драматургии особенной, подчинённой средствам, возможностям и законам музыкального искусства. В партитуре надо видеть не поверхностную театральную формулу, а глубинный драматургический смысл, выписанный музыкой.
В целом, спектакль требует ещё более детальной отработки, сквозной драматургической линии. Костюм последнего выхода главного героя совсем обескураживает, как будто человек нечаянно заглянул на огонёк. Всё же полумрак на сцене требует особого подхода к выбору цвета костюма. Повторяю, главный герой должен быть ярким, выпуклым, выразительным, харизматичным, танцевальным, лёгким…. Это отсутствует в главном герое и у зрителя возникает недоверие ко всему происходящему.
Надо много пластики нашим артистам. Ведь эстрадный артист должен быть гибким, ритмичным в своём амплуа. У «Айархаана» пока отсутствует театральный образ своего существования в цельном спектакле. Они выступают как отдельный номер гала-концерта. Выглядят чопорно застыло и отстранённо от всего действа спектакля. Надо наработать какой-то новый тон , макияж этно-группе «Айархаан», чтобы не выглядеть снежными королевами застылого королевства.
Спасибо новому директору ГТЭ – Алексею Егорову, что подарил за короткое время коллективную работу талантливых наших артистов, приблизил классическое литературное произведение современному поколению 21 века. Первый блин не вышел комом. Музыкальный спектакль породил в театре эстрады широкие и всеобъемлющие краски, которые теперь будут служить импульсом для новых открытий и явлений. Более того, современное осознание и поиск новой формы работы от этой постановки открывает новые творческие подходы, поисков формы, новой образной организации спектакля, где требуется усилие всего замечательного коллектива.
С премьерным показом, уважаемый коллектив театра эстрады РС(Я)!
Владимир ИНДИГИРСКИЙ.
Музыкальный обозреватель
Фото Владислава КОРОТОВА.