Муж исполнял просьбу жены - после удачной охоты приносил его домой. Через неделю его помещали в особую сумку асбу, сшитую из шкуры головы оленя. Женщина должна была использовать его. И тогда ночью, под игру северного сияния и подмигивания мириад звезд, влюбленные переживали настоящее чудо близости, сообщает NVpress.
Что это за предмет и каковы его функции, нам рассказал ученый-этнограф, доцент кафедры всемирной истории и этнологии СВФУ Анатолий Алексеев.
Тайные знания
Впервые об этом обычае, существовавшем у ламынхинских эвенов Якутии, этнограф Алексеев услышал, находясь в Себян-Кёле. «В конце 80-х -- начале 90-х годов 20 столетия в оленеводческих стадах и самом поселке Себян-Кёль собирал материалы по традиционной культуре эвенов. Тогда мне и рассказали о медвежьем фаллосе. И это было удивительно, - начинает свой рассказ Анатолий Афанасьевич. - Культура эвенов не позволяет называть этот предмет фаллосом или пенисом, они именуют его медвежьей костью. А сам обычай интересен тем, что тайным знаниям о ней посвящались именно замужние и новобрачные. Это табу. Дети, молодежь, даже бобыли, которым 50-60 лет, не должны были знать».
После свадьбы кто-то из старших - бабушка или дедушка, отец или мать – обязательно рассказывали новоиспеченным супругам о медвежьей кости. «И тогда через неделю после свадьбы жена просила мужа подарить эту кость, - говорит историк. - Супруг отправлялся на добычу и после удачной охоты приносил медвежью кость домой - в чум, палатку, либо в ярангу. Потом в течение недели ее высушивали в укромном месте - углу. Когда маленькие дети подбегали с вопросом «Что это такое?», взрослые отвечали - это медвежья кость. Мало ли, сколько их у него. Более двухсот. Кость да кость. Больше дети не допытывались. Применялась она в трех случаях кочевой жизни. Первая функция – повышение сексуальности женщины».
Для женщин и мужчин
Эвены кочевали по таежной зоне северо-восточной части реки Лены, Алдана, вплоть до Чукотки, Камчатки, Охотского побережья. Кругом бескрайняя тундра, тайга, горные речки, высокие горы, ледники, озера глубокие, подобно озеру Себян-Кёль, название которого переводится с тунгусского как «дух-помощник шамана», так как через водную стихию эвенские шаманы всегда спускались из водного мира в нижний. Вот по такой красоте эвенские семьи и кочевали, и медвежья кость для кочевой жизни эвенов была жизненно необходимым предметом, продолжает этнограф.
Тунгусская женщина медвежий penis крошила, настаивала вместе с чаем и пила как биостимулятор. Тогда у женщины повышалась сексуальность. По словам Анатолия Афанасьевича, в этих целях медвежьей костью пользовались только женщины.
Однако М.Г. Туров в своей статье «Культ медведя в фольклоре и обрядовой практике эвенков» коллективной монографии «Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири» говорит об использовании этого органа мужчинами. «На третий день праздника «прощания» с медведем… хуюврэн (представитель рода зятя) насаживал на заточенную палочку вырезанный заранее penis медведя. Каждый мужчина ударял по палочке острием своего ножа», - пишет Туров.
«Если оба – мужчина и женщина – в сексуальном отношении друг друга удовлетворяли, - - продолжает Алексеев, - то кочевая жизнь приобретала смысл, дети воспитывались в атмосфере любви, понимании прекрасного, то есть в любви к родине, природе, окружающей среде (неспроста много путешественников писали об эвенах, этих альтруистах, готовых помочь, ничего не прося взамен, подобно детям). Женщина и мужчина, имеющие такую сексуальность в кочевых условиях, где северное сияние и звезды, кругом простор, получают космическое, вселенское удовольствие от физической близости».
Помощь хранится в асбу
Наступает время появления на свет плода любви, и роженице в нелегких условиях кочевой жизни разрешиться от бремени порой бывает крайне трудно. И тогда на помощь приходит медвежья кость. Хранится она в особенной женской сумке, сшитой именно из шкуры головы оленя - дикого или домашнего, и называется асбу. В ней заключены тайны – детские пуповины, волосы, ногти.
«Это такое место, куда доступ к мужчинам категорически запрещен, - говорит Алексеев, - Мужчины не имеют право копаться в этой сумке. Даже муж. Разрешается только бабке-повитухе. Женщина рожает в отдельном чуме, и после родов, если бабка-повитуха видит, что часть детского последа осталась в утробе, бежит к другому чуму и просит сумку роженицы асбу. Оттуда вынимает медвежью кость, крошит, заливает кипятком, дает настояться 30-40 минут. Затем подает женщине. Не проходит и часа, как сердцебиение начинает учащаться, артериальное давление повышается, кровь начинает быстро циркулировать. Таким образом происходит отторжение детского последа. Все, опасность миновала», - поясняет Анатолий Афанасьевич.
Это и есть вторая функция медвежьей кости.
Медведь всегда в семье
Любая часть медведя по представлениям тунгусских народов - а их на сегодня девять – представляет живого, целого медведя, продолжает доцент Алексеев, и медвежья кость, хранящаяся в женской сумке асбу, словно живая.
«Медведь для многих народов циркумполярного мира, славянских, европейских, индейских народов Северной Америки является тотемным животным, - рассказывает ученый. - Он первопредок многих-многих народов мира. Культ медведя существовал всегда. Об этом говорят медвежьи кости, которые находят во Франции и других регионах Европы. Наши прапрапредки знали свойство медвежьей кости, эти традиции тянутся вглубь веков неолита и пришли, видимо, из шаманизма. Если говорить о славянском народе - не зря символом единой России является медведь. Так же не случайно в северном полушарии есть созвездие под названием «Большая и Малая медведица». Таким образом, все человечество является сыновьями и дочерьми большой и малой медведицы, то есть это тотемное животное. Это значит, что у человечества первопредком является медведица. В связи с этим, когда женщина хранит в своей сумке медвежью кость, медведь присутствует в семье всегда, живет с ними, охраняя от всякой духовной скверны, болезни и несчастий. Это третья функция медвежьей кости».
По словам историка, она помогает и при многих женских заболеваниях. Пользоваться ею могут все. «Всем помогает – и якутам, и русским, и кочевникам, и горожанам», - поясняет этнограф.
Японцы и медвежья кость
В 2008 году после доклада на Международной конференции в городе Саппоро Анатолия Алексеева окружила толпа японских ученых-археологов. Они были так возбуждены его выступлением, что сразу пригласили в университет Хоккайдо. Там нашего доцента радушно встретили, познакомили со своими монографиями и научными трудами, но главное, японцев занимал вопрос – для чего древние люди вместе с черепами медведя хранили еще и белые медвежьи кости, обнаруженные ими на Курильских островах, на острове Хоккайдо, части Сахалина. Возраст этих черепов и белых костей составлял 3-4 тысячи лет. «Японцы, конечно же, знали, что это медвежий фаллос, но не ведали, в чем его функция, а услышав от меня, так обрадовались!», - улыбается историк.
Ксения АВЕРА
"Наше время"