15:31 20.11

Якутия малодетная: В чем причина нежелания якутских семей иметь больше двоих-троих детей?

РИГ SAKHAPRESS.RU Людям экономически невыгодно жить в большой семье.

Редакция сайта актуальных мнений «Наш университет_онлайн» собрала разные аргументы и цифры по этому поводу.

Догнать и перегнать: как менялась рождаемость в Якутии?

С начала 1990-х годов в России отмечалось повсеместное снижение рождаемости, и Якутия не стала исключением. Демографы отметили существенное снижение коэффициента рождаемости к 2000 году. Особенно заметное падение наблюдалось в сельской местности, которая традиционно отличалась большим количеством многодетных семей.

Повышение рождаемости в первой половине двухтысячных годов коснулось преимущественно городского населения, где с 2000 по 2004 годы число рождений выросло почти в 1,5 раза.Улучшение демографической ситуации в республике также было заметно и в последнее десятилетие. «Это объясняется разными причинами. Во-первых, улучшением социально-экономического положения в стране, отложенные рождения стали реализоваться. Во-вторых, в регионе стала осуществляться демографическая политика по поддержке семей с детьми, – объясняет кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник НИИ региональной экономики Севера СВФУ Анастасия Барашкова. – Кроме того, значимым фактором стали благоприятные изменения в возрастной структуре женского населения, поскольку через возраст наибольшей продуктивности (20-29 лет) проходит поколение тех, кто родился в середине 80-х годов, когда наблюдался подъем рождаемости».

Но с 2010 года Якутию, как и другие соседние регионы, вновь охватила волна снижения рождаемости, в особенности в городах. «Меры демографической политики практически исчерпали себя. На изменение рождаемости также оказала влияние трансформация норм репродуктивного и матримониального поведения населения. Снижение роли легитимных и рост числа юридически неоформленных браков – свидетельство изменения функций семьи. Это негативный процесс, который ведет к снижению рождаемости», – говорит Анастасия Барашкова.

Ставшие модными среди современной молодежи свободные отношения и безбрачие вызывают неподдельную тревогу у демографов. По данным переписи населения в 2010 году удельный вес мужчин, которые никогда не состояли в браке к 25-29 годам, вырос до 36% (в 2006 году было 28%), а женщин – до 26% (в 2006 году было 21%). По данному показателю Якутия приблизилась к среднероссийскому уровню.

Справка: Возможные демографические изменения нуждаются в детальном научном исследовании, которое, с одной стороны, позволит понять масштаб, глубину, содержание и последствия этих процессов, а с другой, даст возможность принимать эффективные управленческие решения и разработать стратегию. Именно с такой целью Северо-Восточный федеральный университет совместно с Сибирским федеральным университетом в 2010-2013 годах провел форсайт-исследование.

Три ребенка – это максимум?

По данным исследования в настоящее время в Якутии в городской местности преобладают семьи с одним ребенком, в сельской – с двумя. «В ходе исследования нам удалось пообщаться с разными семьями: многодетными, городскими, сельскими. Респонденты всех возрастных групп чаще всего указывали, что хотели бы иметь троих детей. Доля таких семей наиболее велика среди 20-29 летних респондентов. Мы заметили, что очень мала доля молодых пар, которые считают, что даже при наличии всех необходимых условий, им не нужно иметь больше трех детей. Многие считают идеальным вариантом только одного или двоих детей», – объясняет ситуацию социолог Анастасия Барашкова.

Людям экономически невыгодно жить в большой семье, считает эксперт: «Со стремительной урбанизацией на смену деревенской семье пришла городская – та, которую мы считаем традиционной. В ней обязательно были мама с папой и для полного счастья пара-тройка детишек. Однако даже в селах мы теперь чаще всего замечаем, что семьи становятся «экономичнее в своих решениях». Ведь сейчас, как и везде в России, проблемы с жильем, хорошим образованием стали острее, людям проще растить одного, максимум двоих детей».

Редактор газеты «Эхо столицы» Олеся Войтович уверена, что все зависит от ценностей, которые прививает семья. «Раньше дети были помощниками, а сейчас они – потребители. Такое время. Все зависит от ценностей в семье, одни радуются большой семье, но большинство – нет».

Даже в Москве, богатейшем городе России, треть жителей уверена, что не может позволить себе заводить детей.«Они боятся, что уровень их жизни резко снизится, – рассказывает в интервью «Российской газете» главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына. – А многодетность и вовсе прочно ассоциируется у людей с бедностью. Кроме того, на желание родить третьего или четвертого ребенка окружающие чаще всего реагируют недоброжелательно».

«Семья для нового поколения становится местом, где хочется просто отдохнуть. Для этого достаточно бывает одного супруга или даже друзей. Но мы забываем, что брак не только дарит чувство комфорта, но и требует постоянной работы над собой. Именно это и пугает сейчас молодых людей», – рассказывает кандидат педагогических наук, профессор Педагогического института Северо-Восточного федерального университета Мария Прокопьева.

Жизнь молодых якутян сегодня ориентирована в первую очередь на зарабатывание денег: сначала карьера, потом семья, а ребенок – проект очень затратный.

«В основе нашего общества стоит достижительная мораль успеха, – говорит кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института СВФУ Светлана Панина. – Чем больше доход, чем больше возможность распоряжаться собственным временем, тем успешнее считается человек».

Если демографы бьют тревогу сейчас, что будет через 10-15 лет, когда в брачный возраст войдут дети поколения Z? «Я недавно читала статью «Поколение Z – поколение ФГОС». Автор пишет, что у нового поколения происходит размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров. Я с этим полностью согласна. У них разные ценности, условно их можно объединить в четыре основные группы: здоровье, семья, карьера и духовные ценности. Группа ценностей – семейные – в глазах нового поколения обречена на постепенную девальвацию. Перемещение внимания будет происходить в сторону социальных ценностей – карьера и благосостояние», – рассказывает Светлана Панина.

Финансовое благополучие не означает высокую рождаемость

Между тем исследования социологов показывают, что дело не только в деньгах. Судя по опросам, при полном финансовом благополучии якутяне готовы заводить в среднем не более двух детей.

«Финансовое благополучие вовсе не обещает высокую рождаемость. Закономерности демографического поведения, скажем, бум и падение рождаемости, напрямую, линейным образом не зависят от повышения-понижения материального достатка населения. Они зависят лишь косвенно, преломляясь сквозь такие характеристики личности, как психологический настрой, темперамент, ценностные ориентации, особенности социализации и другие», – считает доктор социологических наук, профессор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета Ирина Подойницына.

Социолог считает, что одна из причин нежелания рожать больше одного-двух детей заключается в том, что они сами росли в малодетных семьях. «Следуя привычному семейному укладу, современная молодежь едва ли решится на многочисленное потомство».

То, что пополнение в семьях не связано с большими доходами, подтверждает и статистика: в кризисный 2009 год рождаемость в Якутии побила рекорд. «Для кризисов вообще характерно увеличение рождаемости, − отмечает заместитель руководителя Управления ЗАГСа при Правительстве Республики Саха (Якутия) Татьяна Комаренко. – Это кажется парадоксальным, но только на первый взгляд. Объяснение простое: в те времена, когда успехи на профессиональной ниве маловероятны, люди направляют свою энергию на семью».

Новые формы семей

Исследователи форсайта прогнозируют, что гражданские браки вполне могут стать альтернативой официальной семье и что общество будет относиться к этому весьма спокойно. В 2002 году в Якутии в незарегистрированном браке пребывали 13% супружеских пар, а в 2010 году – уже 17%. Почти половина всех гражданских браков в Якутии зафиксированы в трех местах: в городе Якутске, Нерюнгринском и Мирнинском районах. В районах аграрного уклада сохранились преимущественно традиционные представления о нормах брачного поведения. «Деревня упорядочивает систему, люди в селах не любят становиться героями сплетен и слухов, поэтому молодые люди стараются узаконить отношения», – делится наблюдениями руководитель Центра семьи и детства Амгинского района Якутии Жанна Яковлева. – В советское время молодые девушки, ставшие матерью-одиночками, вызывали осуждение в обществе. А сейчас этим, как говорится, уже никого не удивишь».

По подсчетам экспертов ВЦИОМ современная семья имеет примерно 56 не похожих друг на друга форм: гостевой брак, пробный брак, семьи с отказом от супружеской верности, раздельный брак, матриархальные и патриархальные семьи и другие. При этом 36% россиян сохраняют консервативный взгляд на брак и заявляют, что считают правильным, когда женщина занимается домашним хозяйством, а мужчина зарабатывает деньги.

Научный сотрудник Института региональной экономики Севера СВФУ Дарья Туманова в своем исследовании факты гражданского брака объясняла тем, что выбор данной формы в Якутии может определиться и наличием потенциальных брачных партнеров. «Наблюдаемая в 70-е и 80-е годы в селах Западной Сибири ситуация «дефицита невест» отчасти характерна и для Якутии. Здесь, скорее, можно говорить об опасности дефицита невест среди 20-24 летних в сельской местности. В возрастной группе от 25-29 лет также наблюдается некоторый перевес в численности мужчин, что может спровоцировать гражданский брак или вынужденное безбрачие».

Одним словом, современная семья стоит на распутье. По самым пессимистичным прогнозам экспертов, семья будущего может состоять из одного человека. Постепенную атомизацию семьи, когда количество ее членов становится все меньше, социологи отмечают уже давно. Как отмечают исследователи форсайт, до XX века были распространены так называемые многопоколенные семьи в Якутии, когда под одной крышей жили три поколения с большим количеством детей. По большей части это были деревенские семьи, которым были необходимо множество рабочих рук.

Молодой журналист Николай Борисов имеет вполне практичный аргумент в пользу гражданских браков. «Молодые пары могут позволить себе разные формы отношений. Институт брака перестал быть обязательным. Наверное, это связано с рыночно-оценочными отношениями. Общаясь с молодыми людьми, замечаю, что произошла переоценка отношений «мужчина-женщина». Сейчас это не любовь, а партнерство. Вдвоем легче платить ипотеку, снимать жилье и выживать в мире, где главной ценностью являются деньги», – говорит он.

По его мнению, появилось новое понятие успеха. «Посмотрите на рекламу: «быть успешным», «иди к успеху». Маркетологи не зря едят свой хлеб – реклама вполне отражает внутренние процессы общества… Сейчас это некий «успех», внешним мерилом которого выступают красивые фотографии и символы зажиточности. Не могу сказать, что молодежь виновата в чем-то. Переориентировка, возможно, явление даже позитивное».

«До чайлдфри нам далеко!»

Более позднее вступление в брак определяет и позднее появление на свет первого ребенка. Заведующий кафедрой гинекологии и акушерства Медицинского института Северо-Восточного федерального университета Роза Филиппова говорит, что возраст среднестатистической роженицы стареет. Двадцатилетних, родившихся в девяностые годы, сейчас в два раза меньше предыдущего поколения.

«В чем их уникальность – девочек девяностых? – разъясняет гинеколог. – Во-первых, они слабенькие. Дети времени экономического кризиса быстро поддаются вирусным заболеваниям, природным изменениям. Во-вторых, мода такая пошла – рожать в тридцать. Не секрет, что многие современные женщины задумываются о потомстве после того, как уже сделано множество абортов, приобретены разные болезни…».

Движение «чайлдфри» пока еще не затронуло Якутию. «В ходе исследования практически не встречались респонденты, которые не желали бы продолжения рода, выбирая личную свободу», – успокаивает Анастасия Барашкова.

Ульяна ЕВСЕЕВА

nu.s-vfu.ru

Наш канал в Telegram