РИГ SAKHAPRESS.RU Грандиозной премьерой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина завершились Дни культуры РС(Я) в Пекине «Искусство Земли Олонхо».
Билеты были распроданы задолго до премьеры. Издавна известно неравнодушное отношение китайцев ко всему русскому, тем более к оперному искусству. Двухтысячный зал Небесного зала Театр Цинхуа был полон, китайский зритель с трепетом ожидал начала русской классической оперы в исполнении солистов Государственным театром оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К.Сивцева – Суоруна Омоллона.
Театр при участии Государственной филармонии РС(Я), Государственного академического Русского драматического театра им. А.С. Пушкина и выдающихся деятелей искусств России. [
Как сообщал ранее в своем интервью режиссёр спектакля, народный артист РФ Андрей Борисов: «Театр выиграл Грант Министерства Российской Федерации на постановку музыкального спектакля и презентации его в Пекине в рамках Дней российской культуры в Китае. А также по условиям гранта проект должен иметь всероссийский уровень, т.е. предполагает совместное участие российских деятелей музыкальной культуры».
Для работы над партитурой был привлечён крупный специалист в сфере реставрации и редактирования классических русских опер доктор искусствоведения, профессор Е.М. Левашев, который предоставил комплект принципиально новых материалов Александра Бородина, выявленных в архивных собраниях. Партию Хана Кончака исполняет солист Мариинского театра Аскар Абдразаков, народный артист Башкортостана. В качестве музыкального руководителя выступил дирижёр Мариинского театра Павел Смелков, исполнявший эту оперу в Метрополитен опера и Ковент Гарден.
Главные партии исполнили солисты Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллона заслуженный артист РС(Я) Юрий Баищев (князь Игорь), лауреат международных конкурсов Прасковья Герасимова (Ярославна), Руслан Бууханцев (князь Владимир Галицкий), заслуженный артист РС(Я) Николай Попов (княжич Владимир Игоревич), лауреат международных конкурсов Людмила Кузьмина (Кончаковна), а также специально приглашённый солист Мариинского театра, народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков. Небожитель мирового музыкального Олимпа исполнил партию Хана Кончака, он стал вдохновением для участников этого роскошного действа.
Юрий Баишев, не только великолепный голос, но и актёр, умеющий сыграть судьбу. Ариозо Ярославны, верно ждущей Игоревой лады, разрешено в новом ключе. Прасковья Герасимова — красивейшее драматическое сопрано, которой подвластно всё, ярчайший голос, проникающий в самую душу. Голос Николая Попова — бесконечный полет, уносящий всех в невиданные дали. В каватине Кончаковны Людмила Кузьмина предстает дивной девой степей, свободолюбивой и независимой. Именно Л.Кузьмина и Н.Попов сорвали бурные овации зала.
Впечатляет зрителя Руслан Буханцев. Он является олицетворением народного духа. Русь еще не отказалась от своего языческого начала, не вполне приняв христианства. Национальный колорит добавлен вводом отрешённой фигуры шамана в исполнении заслуженного артиста РФ, РС(Я) Ефима Степанова. Виртуоз-хомусист Юлиана, красавица-жрица, мистическим древним звучанием хомуса олицетворяет воды великих рек, звёзды южных ночей, силы природы, всю обрядовость и ритуальность наших предков.
Для спектакля создана оригинальная версия знаменитых «Половецких плясок» в постановке Режис Обадья, обладателя национальной театральной премии «Золотая маска» («Весна священная», «Свадебка» И. Стравинского).
Православие Руси торжествует в финале оперы.
Мария ДОКТОРОВА,
Татьяна ЕГОРОВА,
пресс-служба Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).