С целью совершенствования профессиональных компетенций слушателей в области внедрения требований ФГОС ООО в образовательный процесс общеобразовательной организации агротехнологического профиля Министерство образования РС(Я) и Институт развития образования и повышения квалификации в эти дни провели курсы повышения квалификации для директоров агропрофилированных школ «Подходы к реализации ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях агротехнологического профиля». Работа курсов началась с беседы-диалога руководителя отдела общего образования МО РС(Я) Ситниковой Н.В. с курсантами о роли нормативных документов образовательного процесса в агрошколах республики. В частности, Наталья Васильевна как главный аргумент подчеркнула, что сегодня уже должна идти речь конкретно о деятельностной технологии реализации ФГОС в агрошколах, что и наблюдалось в течение всего курса.
Первую модуль «Ключевые особенности ФГОС» представители специалисты ИРОиПК. Так, Н.И.Бугаев Н.И., приводя примеры из реальной образовательной среды, рассказал о дорожной карте реализации ФГОС в агрошколах, К.Н.Яковлева - о Программе развития ОО как средства обеспечения качества образования в агрошколе, А.Н.Матаннанова - о структуре и содержании учебных планов агропрофилированных школ, Л.Н.Андросова – об индивидуализации образовательного процесса.
Большую заинтересованность слушателей курсов вызвал модуль 2 «Нормативно-правовое обеспечение деятельности агрошкол». Г.М.Федоров, ведущий научный сотрудник НИИ НШ, поднял вопрос об учебно-методическом обеспечении ОУ в условиях реализации ФГОС, что на сегодня, к сожалению, не отвечает требованиям. И.В.Самсонова, д.э.н., профессор ЯГСХА, опираясь на практические материалы, убедительно и доходчиво рассказала об экономических аспектах деятельности агрошкол, в частности, об организации производственной деятельности, оплатах налогов и труда школьников. Сама тематика выступлений свидетельствует о компетентности и заинтересованности ученых-аграрников в вопросе деятельности агрошкол.
Тему 3-го модуля по инновациям и научному сопровождению деятельности агрошкол, организации проектной и исследовательской деятельности школьников в агрошколе представили Л.Б.Тен (МО РС(Я), А.И.Новгородова (ИРОиПК). В раскрытии содержания данного модуля особо следует отметить выступление А.В.Чугунова, д.с/х.н., профессора ЯГСХА, академика АН РС(Я), о задачах агропрофилированных школ по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской работы обучающихся. Афанасий Васильевич, акцентируя внимание слушателей на реальные факты из жизни сельской школы, подчеркнул, во-первых, преимущества агротехнологических щкол в воспитании чувства хозяина родной земли, психилогическом и физическом развитии школьников. Во-вторых, подчеркнул, что в совершенствовании учебного процесса важную роль играет наличие учебно-исследовательских лабораторий в связи с природой как основы основ сельского хозяйства, ибо вся деятельность специалиста сельского хозяйства любого профиля должна строиться с учетом возможных нежелательных воздействий сельскохозяйственного производства на окружающую среду. В-третьих, сегодня важно включение агрокомпонентов в образование по всем предметам. В-четвертых, подчеркнул, что важно не количество агрошкол, а качество. Как отрицательный момент отметил отсутствие учебного пособия, УМК по агротехнологическому профилю, потому сегодня стоит проблема: когда, кого, как учить? Как один из важных моментов Афанасий Васильевич подчеркнул, что в агротехнологических школах должны обучать специалисты сельского хозяйства: ветеринары, агрономы, инженеры и т.д., которые должны пройти переподготовку по педагогике. Далее, акцентировал внимание директоров на то, что при поступлении в ЯГСХА требуется сдача ЕГЕ по математике профильного уровня, а не базового.
Тема 4-го модуля «Воспитание хозяина своей судьбы» говорит о том, что речь идет о главной цели агрошкол, о будущем села. О создании благоприятной образовательной среды для развития предпринимательства школьников выступил Н.С.Жирков, исполнительный директор Союза агрошкол РС(Я), Г.И.Адамов (ИРОиПК) – о роли и места образовательной среды в воспитании нового хозяина земли, ибо известно, что земля является единственным источником богатства, и лишь сельское хозяйство способно его приумножать.
В рамках данных курсов в формате круглого стола прошло обсуждение по теме «Агротехнологическое образование в РС(Я) как условие обеспечения непрерывного образования и успешной социализации личности», в работе которого приняли участие Ситникова Н.В., Сивцева М.В. (МО РС(Я), специалисты Департамента по контролю и надзору в сфере образования Постникова И.Р. и Шарина С.В., представители научного сообщества аграрников и др. Ситникова Н.В. как специалист высокого класса, который знает все проблемы агрошкол республики не на словах, а на деле, тактично комментируя те или иные высказывания выступающих, вела откровенный разговор о наболевших вопросах по заданной теме. В своем вступительном слове Наталья Васильевна отметила, что наша республика – одна из первых, где открылись агрошколы, но на федеральном уровне распространяется опыт Тамбовской области, потому там что налицо связь с ССУЗ и ВУЗ региона, НИИ, деятелями науки, где каждая школа прикреплена к одному ученому-аграрнику. Также в области созданы современные агроцентры, целые комплексы по сельскохозяйственным направлениям, все это говорит о том, что наука и практика шагают вместе. «В нашей республике - все в процессе…», - отметила Наталья Васильевна и, тем самым, подвела всех участников круглого стола к разговору.
Г.И.Алексеева, д.п.н., директор ИРОиПК отметила, что данные курсы проводятся по инициативе Министерства образования РС (Я) именно для директоров агрошкол с целью оказания научно-теоретической и практической помощи. Далее, Галина Ивановна отметила, что основное внимание акцентировано на образовательные программы, и это не случайно, т.к. идет процесс введения ФГОС, финансирование предусмотрено по программам каждой школы.
П.П.Кондратьев, к.п.н., один из основателей агрошкол в республике, рассказал о том, как в 60-70-е годы начинали работу в Диринской агрошколе (Чурапча). Петр Петрович отметил, что сегодня взгляд на агрошколу другой, он направлен на формирование компетенций и т.д.
Следует отметить, и активное участие директоров агрошкол Чурапчинского, Верхневилюйского, Горного, Кобяйского и других улусов в обсуждении заданной темы, которые поделились опытом работы на местах, отметили наболевшие вопросы в организации образовательной деятельности агрошкол: о переквалификации и зарплате мастеров производственного обучения, о строительстве автодрома и животноводческого комплекса, о включении агрокомпонентов в образовательные предметы и разработке компетенций по каждому направлению (фермер, предприниматель…). Также отметили, что при выдаче лицензии и оформлении документов школы как агротехнологического профиля следует обращать внимание на реальную картину, а не решать рейтинг школы по отчету на бумаге, притом каждая агрошкола должна иметь свой Устав, а МТБ должна соответствовать всем современным требованиям и т.д.
Л.М.Коколова, д.вет.н., зав.лабораторией ЯНИИСХ, поделилась опытом работы ученых-аграрников с детьми в Малой сельхозакадемии, с агрошколами, к сожалению, отметила Людмила Михайловна, сегодня это направление желает лучшего, активности. В конце своего выступления Людмила Михайловна внесла предложение: Форум юных исследователей, проводимый на базе Тулагинской СОШ, НПК по интеллектуальному потенциалу детей проводить при поддержке МО, чтобы они вошли в мероприятия МО по агротехнологическому профилю.
Следует отметить, что по сравнению с прошлыми годами, существенно изменилось и расширилось само понимание значения «агротехнологический профиль», выступления и вопросы директоров и специалистов агрошкол, также партнеров – ученых, свидетельствуют о том, насколько глубоко и те, и другие вникли в содержание, взаимосвязаны и едины, поняли структуру и, главное, видят будущее агрошкол.
Все участники круглого стола и курсов повышения квалификации выразили слова благодарности организаторам мероприятия за актуальность и своевременность проведенного мероприятия.
Материалы подготовила М.Старостина, специалист отдела по связям с общественностью ИРОиПК
Пресс-служба Министерства образования РС (Я)