РИГ SAKHAPRESS.RU Вопрос адаптации молодых специалистов в школе стоит особенно остро, отметили участники конференции Северо-Восточного университетского образовательного округа 12 февраля. На панельной дискуссии эксперты обсудили профессиональный стандарт педагога, разрабатываемый в СВФУ.
Начальник Центра карьеры СВФУ Людмила Уварова сообщила, что выпускники федерального университета ежегодно выполняют потребности Министерства образования в вакансиях на 50%. «Однако нет механизма отслеживания, как проявил себя в течение первых трех лет педагог, трудоустроившийся в школе, в этом нам необходима помощь руководства», – говорит она.
Молодые учителя школы №26 города Якутска провели социологическое исследование, по результатам которого стало известно, что первые три года работы учителя – самые сложные. «Как показал опрос, большинство специалистов планируют либо продолжить обучение в вузе, либо уйти из специальности. Мы считаем, что хорошего учителя делает наставник. Во многих учреждениях есть школа молодого учителя, но, к сожалению, некоторые из них работают формально», – сказала Светлана Егорова.
Для того, чтобы готовить педагогов, способных с первых дней в школе проявлять себя как профессионалы, в СВФУ разрабатывают стандарт педагога. «Отличие университетского стандарта от федерального в том, что наш документ вариативный. Не секрет, что вузовских выпускников обвиняют в том, что практики у них меньше, чем у студентов педколледжей. Мы планируем внедрять рассредоточенную практику, когда студент еженедельно посещает, работает в школе в течение всего семестра. Преподаватель будет давать к каждому посещению, таким образом мы максимально адаптируем будущих учителей к предстоящей работе», – рассказала доцент Педагогического института СВФУ Анна Неустроева. Она отметила, что в этом случае станет важно взаимодействие вуза и образовательного учреждения.
Директор средней школы №5 города Якутска, депутат Якутской городской думы Антонина Кычкина считает, что учащиеся не должны страдать от неподготовленности учителя. «Ребенок учится здесь и сейчас, он не должен ждать, пока учитель будет привыкать к профессии, школе, займет ли это три года или десять. Считаю, что ученик, которому в свое время не повезло с учителем, не сможет наверстать упущенное в старшем возрасте», – подчеркнула она. Директор рассказала, что в школе инициировано внутрифирменное обучение молодых учителей, когда они в течение года во время каникул посещают курсы. Также она отметила, что теряется традиция посещать уроки коллег, где также можно почерпнуть положительный опыт.
Участники дискуссии отметили, что неудовлетворенность жилищными условиями в селе заставляет молодых учителей стремиться менять место работы, жительства, но ситуация должна измениться. По словам специалиста Министерства образования РС(Я) Марии Винокуровой, в этом году выделено семь миллионов рублей на выплату подъемных выплат и проезда для молодых специалистов, а также запланировано строительство 77 общежитий в улусах Якутии.
Татьяна НОХСОРОВА, редакция новостей СВФУ