Законопроектом в соответствии с Федеральным законом № 355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчётности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления» урегулированы вопросы создания контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях. Так, уточнены цели и порядок создания таких служб, вопросы организационного, правового и материально-технического обеспечения их деятельности, а также вопросы выплаты вознаграждения привлекаемым к их деятельности специалистам, исчерпывающим образом определён перечень полномочий контрольно-ревизионных служб. Контрольно-ревизионная служба создаётся при Центральной избирательной комиссии Якутии для осуществления контроля за целевым расходованием средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведения референдума, а также за источниками поступления средств фондов референдума, организацией учёта этих средств и их использованием, для проверки финансовых отчётов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. ЦИК республики привлекает для работы в контрольно-ревизионной службе специалистов государственных правоохранительных, финансовых, налоговых и иных органов, организаций и учреждений, включая отделение Сберегательного банка РФ в Якутии, территориального учреждения Центробанка России в республике. Указанные органы и учреждения по запросу соответствующей комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать специалистов на срок не менее пяти месяцев. На период работы в контрольно-ревизионных службах привлечённые Центральной избирательной комиссией специалисты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы. Также вносятся изменения в закон «О местном референдуме в Республике Саха (Якутия)», согласно которому, при комиссии, организующей местный референдум, создаются контрольно-ревизионные службы. Рассматриваемым проектом предлагается изменить порядок проведения досрочного голосования при проведении республиканского референдума, для чего предлагается дополнить закон новой статьёй «Досрочное голосование в помещении участковой комиссии референдума». Согласно новой статье, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путём заполнения бюллетеня в помещении участковой комиссии референдума не ранее чем за десять дней до дня голосования. Данный гражданин должен подать в участковую комиссию референдума заявление, в котором указывает причину досрочного голосования: отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей или по состоянию здоровья. Досрочное голосование проводится не менее четырёх часов в день в рабочие дни в вечернее время (после 16 часов по местному времени) и в выходные дни. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно участником референдума, вкладывается участником референдума вне места для тайного голосования в конверт, который заклеивается. Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря участковой комиссии в помещении участковой комиссии до дня голосования. При выдаче бюллетеня участнику референдума напротив его фамилии в списке участников референдума делается отметка: «Проголосовал досрочно». В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц сообщает о числе проголосовавших досрочно участников референдума, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления участника референдума, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчёта голосов. Законопроектом урегулированы вопросы финансирования республиканского референдума. Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, осуществляются за счет средств государственного бюджета республики на указанные цели. Главным распорядителем средств на подготовку и проведение референдума, является Центральная избирательная комиссия Якутии. Законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О республиканском референдуме» и Закон Республики Саха (Якутия) «О местном референдуме» принят в первом чтении, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.