РИГ SAKHAPRESS.RU Министр образования Республики Саха (Якутия) Феодосия Габышева представила инициативу Министерства образования РС(Я) о разработке государственной программы «Дети Арктики» на расширенном заседании общественно-политического клуба женщин-парламентариев в рамках проведения XIV съезда женщин Якутии.
Заседание прошло под председательством Елены Голомаревой, председателя постоянного Комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, состоявшемся 16 марта в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В своем докладе министр отметила международные и российские проекты, направленные на исследование качества жизни человека в Арктике, такие как международный проект «Арктические социальные индикаторы», проект «Человек в Арктике», разработанный Республикой Саха (Якутия) и представленный на заседании рабочей группы Арктического совета, в который входят 8 стран, и другие.
Так, успешная реализация проекта с ЮНЕСКО «Кочевая школа» придала официальный статус кочевому образованию. 7 базовых моделей кочевой школы стали индикатором признания специфики народов, проживающих в экстремальных условиях на различных территориях мира. Благодаря такой инновационной творческой работе достигнуто:
- расширение пространства деятельности базовых (опорных) школ (в 2015-2016 учебном году 11 кочевых школ);
- увеличение количества работающих в оленеводстве, в том числе молодых семей с детьми в оленеводческих стадах;
- внедрение дистанционного обучения;
- реализация дуального образования с привлечением ресурсов опорной школы и производственной базы хозяйств;
- самое главное – сохранение малокомплектных школ.
Феодосия Габышева особо подчеркнула поддержку Министерства образования Российской Федерации в лице министра Андрея Фурсенко в реализации проектов.
В сфере образования, отметила министр, в новом законе «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» удалось:
- сохранить право на выбор языка обучения;
- определить особенности условий изучения языков коренных малочисленных народов, признанных официальными в местах их компактного проживания;
- придать особый статус кочевым и агропрофилированным школам;
- выделить отдельные статьи по дистанционному образованию.
Реализация проекта «Кочевая школа» позволила перейти к проекту «Учителя Арктики». Уникальным является проект «Республиканская школа-интернат «Арктика» для детей народов Севера, работающая свыше 10 лет в г. Нерюнгри. Ее выпускники вступают в жизнь, владея культурным наследием своих народов.
Новые вызовы времени подтолкнули к идее создания нового проекта – Международной Арктической школы под патронатом Главы Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова.
Следующий инновационный проект – Международный Арктический центр культуры и искусства при Арктическом государственном институте культуры и искусств, призванный объединить усилия общества, бизнеса и государства для сохранения и развития традиций и культуры народов Арктики.
Ознакомив участников расширенного заседания клуба женщин-парламентариев с позитивным опытом министерства образования, Феодосия Габышева инициировала перед женщинами-парламентариями вопрос разработки целевой межведомственной программы «Дети Арктики» на 2016-2020 годы, как одной из эффективной модели социально-экономического развития Арктики в части подготовки детей к жизни с полноценным освоением навыков проживания в экстремальных природных условиях.
Решение задач вновь возрождаемой программы «Дет Арктики» целесообразно обеспечить в рамках кластерного подхода по природно-хозяйственным образованиям.
Министр образования подчеркнула, что разработка и реализация программы возможна в тесном межведомственном взаимодействии заинтересованных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Ее реализация на современном этапе позволит рационально использовать внутренние и привлекаемые ресурсы, создаст предпосылки для повышения влияния арктической системы образования на политику развития российской системы образования в целом.
Программа «Дети Арктики» даст возможность выхода на новое качество образования, станет новым вектором развития арктического образования, позволит обеспечить его динамичность и конкурентоспособность.
Члены клуба женщин-парламентариев и делегаты XIV съезда женщин Якутии, поддержав инициативу Министерства образования Республики Саха (Якутия), внесли предложения по разработке программы в проект резолюции расширенного заседания клуба женщин-парламентариев.
Пресс-служба Министерства образования Республики Саха (Якутия)