В целях контроля за состоянием потребительского рынка в сфере защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в 2015 году было проведено 434 плановых контрольно-надзорных мероприятия из общего числа плановых проверок 1222, что составило 35 %.
В общем объеме плановых и внеплановых проверок Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) за 2015 год (2491) доля, приходящаяся на сферу защиты прав потребителей, составила 38%.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий было выявлено 2073 нарушения в сфере защиты прав потребителей по следующим по направлениям:
1.Розничная торговля пищевыми продуктами – 1352 нарушений (66 %);
2.Розничная торговля непродовольственными товарами – 295 (15%);
3.Услуги общественного питания – 206 (10%);
4.Бытовое обслуживание населения- 106 (5%);
5.Жилищно-коммунальные услуги – 24 (1,2%);
6.Платные образовательные услуги – 54 (2,6 %);
7.Финансовые услуги – 23 (1,1 %);
8.Туристские услуги– 14 (0,6%);
9.Прочие виды деятельности – 34 (1,6%).
Наибольшее количество нарушений (66 %) выявлено в сфере торговли продуктами питания, 15 % - торговли непродовольственными товарами, что обусловлено следующими причинами: данный сектор занимал наибольший удельный вес на потребительском рынке и доля жалоб потребителей, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), приходилась, в первую очередь, на работу организаций торговли, при снижении числа жалоб в данном секторе.
В сфере предоставления услуг по выявленным нарушениям выделяются услуги общественного питания – 10%, жилищно-коммунальные услуги – 1,2%, бытовые услуги -5%, туристские услуги -0,6% и платные образовательные услуги - 2,6%. Динамика нарушений, квалифицируемых по нормам законодательства о защите прав потребителей, в целом, свидетельствует о сохраняющейся высокой доле нарушений, связанных с правом потребителей на информацию (ст.ст. 8-10, 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также по-прежнему высокий процент нарушений статьи 4 вышеуказанного Закона на качество товара, работ, услуг.
В 2015 году в Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) поступило 3457 обращений, из них в сфере защиты прав потребителей – 1929 (55%).
Наибольшее количество обращений поступило по направлениям:
1.Оказание жилищно-коммунальных услуг – 311, что составило 17 %;
2.Торговля промышленными товарами– 545 (28 %);
3.Торговля продовольственными товарами - 321 (17 %);
4.Финансовые услуги – 220 (11 %);
5.Бытовое обслуживание населения – 98 (5%).
В 2015 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) составлено 176 исковых заявлений и заключений по гражданским делам в суды общей юрисдикции на общую сумму 22 млн. руб. Количество исков и заключений уменьшилось, но сумма основных требований увеличилась в сравнении с 2014 г. более чем в 2 раза.
Из всех поданных исков от имени Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в пользу конкретного потребителя подано 86 заявлений в суды общей юрисдикции. Из них рассмотрено и удовлетворено 68 заявлений, 18 исков находятся на рассмотрении в судебных инстанциях. В пользу потребителей взыскано судами 15 059 700 руб. (сумма основных требований составила 14 964 400 руб., компенсация морального вреда 95 300 руб.). Также было подано 22 заявления в защиту неопределенного круга лиц, из которых 21 рассмотрено и удовлетворено и одно находится в производстве.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) дано 68 заключений по гражданским делам в целях защиты прав потребителей, которые были рассмотрены судами и удовлетворены в полном объеме. Сумма, взысканная судами в пользу потребителей, составила 7 083 400 рубля, из них компенсация морального вреда – 394 500 рублей, сумма основных требований - 6 688 900 рубля, сообщается на сайте ведомства.