РИГ SAKHAPRESS.RU Размышления о современных эстрадных исполнителях, навеянных последними событиями в мире якутской популярной музыки.
Я не являюсь специалистом в данной области. Но как всякое человеческое существо, тянусь к прекрасному. В эстрадном мастерстве почитаю за эталон дуэт Егоровых. К сожалению, среди молодежи никто так и не приблизился к их уровню мастерства, сообщает imholike.ru.
Зато у нас выросла Галя Виноград. Видела ее выступления на паре-тройке концертов. Но почему-то не запомнила ни одной песни: ни музыки, ни слов. Ну ладно, бывает. Как-то увидела ее клип по ТВ. Галя решительно откидывает волосы с лица и начинает бродить по пескам 202-го, принимая различные завлекательные позы. Потом бежит, потом лежит. И что-то вся эта композиция мне напомнила. Точно! «Белое солнце пустыни». Товарищ Сухов и освобожденная женщина Востока, осознавшая в полной мере свою раскрепощенность. И тут я поняла, что режиссер допустил непростительный промах. Где басмачи??? Надо было добавить басмачей в кадр! Тогда невнятные кадры клипа обрели бы глубокий драматический смысл: Галя поет, но не ради буржуазной любви, а ради подвига, ради героической любви. После такого клипа злой мамбет нервно курил бы в сторонке, возле своего хотона, а Псай так и скакал бы лошадкой далеко позади Гали.
Посмотрела и другой клип Виноград. Опять Галя и пески. Лежит, бежит, пытается делать мостик. И я после просмотра этого клипа опять не помню ни мотива, ни слов — ни-че-го. Но что удивительно, в соцсетях и ютубе Галя — звезда. Ее лайкают, пишут восторженные комментарии, и я не понимаю, с какой планеты прилетели эти люди и как у них устроен слуховой аппарат. Или все дело в умелом продвижении и покупных лайках? А мне лишь остается, как той лисе из басни Крылова, сказать: «Зелен виноград»))).
Кстати, есть еще один деятель культуры. Называется Понсэш или Понсаш или просто Пономарев Саша, вроде бы. Зимой посмотрела его сольный концерт (!) по НВК Саха, которым он отмечал 8-летие (вы только вдумайтесь) своего творчества. Творчество воспевает красоту якутских девушек. Девушки, между прочим, были в восторге. Они дружно подпевали и махали, благо, слова простые, народные можно сказать, и в переводе на русский звучат так: «Якутские девушки самые красивые». И все в таком духе. То ли рэп, то ли мурлыканье, непонятная мелодия, незамысловатые стихи. А зал КЦ был полон. Может, билеты в тот вечер раздавали бесплатно? Но энтузиазм зрителей был неподдельным. А еще в зале сидел Джида. Мэтр Джида, так его представили со сцены. И я, конечно, согласна, потому что композиции Джиды наполнены смыслом, ритмом, энергией.
В недоумении оставила сцена, где местные девушки в национальных костюмах несут дары Визбор, которая кутается в богатую шубу на пороге какого-то большого чума. Смотрится это так, будто аборигены платят ясак заезжим царевым слугам.
Вчера увидела новый клип, который назвали гимном Международных спортивных Игр «Дети Азии», которые состоятся в шестой раз летом 2016 года в Якутске. Для этих целей на новый лад перепели «Якутяночку» Варвара Визбор, внучка барда Юрия Визбора и некто L’one, бородатый юноша в рыжей шубе. Как позднее выяснилось, это Левон, который вырос то ли в Якутске, то ли в Красноярске, в общем, на туманах и запахах тайги). Варвару Визбор я впервые увидела на отборочном туре «Голоса», который ей пройти не удалось, после чего долго раздавались возмущенные голоса — мол, как внучку Визбора, почему внучка Визбора, зачем внучку Визбора, и так она и осталась в памяти как «внучкавизбора».
Клип вызвал неоднозначные эмоции, в основном неприятные. К тому же ходят слухи о больших гонорарах артистам. А тем ли мы дали? Внучка Визбора неплохо поет, но мелодию и слова исказили до неузнаваемости. Левон не поет, он читает стихи, автобиографические причем. О том, что он вырос в Якутии и школу там закончил. И еще о том, что у нас республика многонациональная, и, видимо, поэтому гимн Игр спеть может любой, кто тут школу закончил. С таким странным выбором артистов становится ясно, почему люди в соцсетях пишут, что клип лишен национального колорита. Помнится, Виктория Дайнеко первые пять-шесть лет своего творчества везде рассказывала о том, что она из Якутии, а затем неожиданно заявила, что к Якутии никакого отношения не имеет. Ну и ладно.
Возвращаясь к клипу. В недоумении оставила сцена, где местные девушки в национальных костюмах несут дары Визбор, которая кутается в богатую шубу на пороге какого-то большого чума. Смотрится это так, будто аборигены платят ясак заезжим царевым слугам. Среди национальных костюмов преобладают то ли чукотские, то ли эвенкийские. Все это перемежается оленями и юртами. А песня-то вроде про девушку-якутку «с щеками алыми, как зори». В переводе Леонида Дербенева, разумеется, который, конечно, к оригинальной песне Аркадия Алексеева на стихи Семена Данилова не имеет никакого отношения.
А не пора ли перестать спонсировать и плодить бездарные творения? Ведь их и так достаточно в мире. Что касается «гимна» Игр, было бы, наверное, более политически корректным и художественно оправданным спеть дуэтом какому-то известному российскому артисту (на русском, английском) с каким-нибудь нашим известным артистом, который хорошо поет на якутском языке. Смотрелось бы гармоничнее и интереснее.
Как тут не вспомнить зажигательное исполнение этой песни Натальей Трапезниковой. Однажды я видела, как она пела ее на Ысыахе. Это было неповторимо и незабываемо. Никто не остался в стороне! Смотрим клип.
ГАММА ГВИДОНОВА