Решением Усть-Янского районного суда иск удовлетворен, на начальника Отдела Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) по Усть-Янскому району возложена обязанность вызвать К. на заседание призывной комиссии и при положительном результате поручить призвать в ряды Вооруженных сил Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам отменила состоявшееся решение суда по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что К. в 2009 году был осужден Усть-Янским районным судом по п.п. «а,б» ч. 2 ст. 158, п. «а,б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 2 года с применением ст.73 УК РФ, условно с испытательным сроком на 2 года.
В соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», порядок призыва граждан на военную службу определяется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно абзацу 2 пункта 47 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, на сборном пункте разрешается иметь резерв призывников до 3 % от числа отправляемых в воинских эшелонах и командах.
Указанием военного комиссара PC(Я) от 21.09.2015 №1/1438 предусмотрено, что из числа граждан, имеющих снятую или погашенную судимость за социально неопасные преступления, создается резерв Военного комиссара республики.
Данное указание хотя и не является нормативным правовым актом, но представляет собой ведомственный акт, обязательный для применения начальниками отделов военных комиссариатов муниципальных образований в их работе, который согласуется с положениями действующего законодательства. Включение лиц, призванных на военную службу, в состав резерва на сборном пункте каких-либо прав и свобод граждан не нарушает.
Согласно выписке из решения призывной комиссии отдела Военного комиссариата РС(Я) по Усть-Янскому району, К. признан годным к военной службе с показателем предназначения - 2, призван на военную службу с предназначением в остальные части сухопутных войск.
Таким образом, истец призван на военную службу и включен в резерв. Доводы о том, что его необоснованно не призвали к военной службе, не подтверждаются. Выводы суда в этой части не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Поскольку установлено, что истец фактически призван на военную службу, у суда первой инстанции не было оснований для возложения на ответчика обязанности по призыву истца.
Направление призывника в воинскую часть отнесено к исключительной ведомственной компетенции военного комиссара. Разрешение данного вопроса не входит в полномочия суда, поскольку он не вправе вмешиваться в служебную деятельность военного комиссара и разрешать вопросы, связанные с родом военной службы, местом прохождения службы и так далее.
Решение суда отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия)