РИГ SAKHAPRESS.RU Не все преступления раскрываются вовремя, а некоторые и вовсе не досягаемы для закона. Об этом можно прочитать в романе Агаты Кристи «Десять негритят».
Главный герой, бывший судья Уоргрейв, в посмертной записке пишет: «Эти люди в свое время, совершив преступление, ушли от наказания, поскольку следователи не смогли найти достаточных улик, чтобы совершить правосудие». И он, судья Уоргрейв, сам безнадежно больной, приговорил их к смерти, тем самым совершил справедливое возмездие.
Но это, конечно, художественный вымысел. Хотя… кто знает: возможно, прав был юный Лермонтов, который писал в своем знаменитом стихотворении, обращаясь к настоящим убийцам великого Пушкина: «Есть грозный Судия», которого невозможно обмануть и подкупить – он видит все! * * * Эта история случилась лет 40 назад в одном промышленном поселке городского типа. Жила в этом поселке одна семья: отец, мать и дочь. Когда девочке исполнилось пять лет, она стала падать на ровном месте, ноги заплетались…
В районной больнице не смогли поставить диагноз, направили на обследование в Якутск, где вынесли страшный вердикт: девочка неизлечимо больна, болезнь будет прогрессировать, в скором времени возможен паралич двигательной системы и слабоумие.
Каково было услышать такой диагноз любящим родителям? Они не смогли смириться, в первое время еще пытались спорить со страшным диагнозом и ездили в другие города на обследование. Но, увы, и там все подтверждалось. И если мать стоически самоотверженно переносила свою участь, то, как это часто бывает, отец семейства с горя пристрастился к спиртному и очень быстро превратился в законченного алкаша – обузу семьи. Но бедная женщина даже развестись ним не могла, поскольку он был единственным кормильцем семьи.
Между тем кто-то из близкого окружения дал женщине совет: мол, чего сидеть, роди-ка ты от другого, более здорового мужчины еще одного ребенка, а то случись потом что, будет у больной девочки родной человек. Сказано – сделано: вскоре женщина забеременела, от кого – так и осталось в секрете. Родился мальчик, на вид совершенно здоровый, умненький, быстро развивался и стал утешением для родителей. Даже глава семейства, который, как говорится, ни ухом, ни рылом, и то стал меньше прикладываться к бутылке.
Прошло время. Мальчик подрос, и, слава богу, редкое генетическое заболевание обошло его стороной. Отец к тому времени уже отошел в мир иной. Мать тоже побаливала, да и немудрено – от такой-то жизни! Но теперь душа ее была спокойна: брат любил и жалел больную, о которой привык заботиться с самого раннего детства, ведь его, совсем еще малюсенького, оставляли присматривать за сестрой, к тому времени уже сидящей в инвалидном кресле и ведущей жизнь растения.
Мальчик учился средне, но зато занимался спортом, был физически крепок. После школы он поступил в техникум и вскоре вернулся домой, чтобы быть рядом с близкими, так нуждавшимися в его крепком мужском плече. Молодой, симпатичный и, так сказать, правильный парень, естественно, стал мечтой многих поселковых девчат. Не прошло и полугода, как парень объявил матери, что у него появилась невеста. Ею оказалась совсем юная девчонка, недавно окончившая школу, последыш в большой и дружной семье. Осенью решили сыграть свадьбу.
Однако этому событию помешала неожиданная смерть матери. В один день у нее остановилось сердце, и женщина скончалась во сне. Что делать, свадьбу пришлось отложить на некоторое время. Больная девушка с умом маленького ребенка осталась на иждивении брата.
Он ее не то что любил, но очень жалел и никогда не забывал данное матери обещание всегда заботиться о сестре. Деньги, отложенные на свадьбу, ушли на похороны. Сторона невесты, вначале сочувствовавшая жениху, спустя какое-то время стала сторониться его и начала отговаривать сестру отказаться от этого заведомо неудачного брака. Мол, что хорошего – всю жизнь ухаживать за инвалидом? И нечего портить свою жизнь, а парней много других…
Однако, повторю, это было другое время, и девушки не были столь меркантильны, как сейчас, и даже само понятие «олигарх» тогда отсутствовало, молодые люди верили в любовь. Верила и юная Анюта, хотя, может быть, и вовсе не думала о больной девушке, главное – быть рядом с любимым, а о том, что ежедневно быть рядом с человеком, который не может сам за собой ухаживать, который требует от ухаживающего столько моральных и физических сил, вряд ли она думала об этом серьезно…
Короче говоря, молодые пошли против воли братьев и сестер Анюты (родители, кстати, сохраняли нейтралитет) и тайно зарегистрировались. И конечно, вскоре молодайка забеременела. Представить невозможно, каково пришлось двум неопытным в житейских делах людям, когда в придачу к сестре-инвалиду появился еще и ребенок!
Помощи не было ни от кого. Муж с утра уходил на работу. Анюта на целый день оставалась одна. К вечеру она буквально валилась с ног от усталости, недосыпания, похудела, подурнела…
И вот в таком виде ее увидела старшая сестра, больше всех противившаяся ее браку. Сестра работала в аптеке и была более всех близка к младшей сестре, которую нянчила в детстве и очень любила, поскольку сама так и не вышла замуж и не родила детей. Увидев, во что превратилась сестренка, женщина сильно расстроилась…
Придя домой, она рассказала всем об этом. Семья решила помириться с ней, ей разрешили приходить с ребенком в отчий дом, помогали, чем могли, подбрасывали деньги. Но они не могли и, главное, не хотели ни в чем помогать ее семье, уговаривали бросить мужа. Молодая женщина, сильно уставшая от такой жизни, возможно, и вернулась бы домой, но тут случилось неожиданное: в одночасье в ее отсутствие скончалась сестра мужа. Брат, придя с работы домой, обнаружил вечером бедняжку уже холодной. Как водится, проводилось следствие, но никакого криминала не было обнаружено.
Вроде бы жизнь молодых должна была нормализоваться, но почему-то стало хуже. Аня ловила иногда на себе взгляд мужа, в котором было что-то такое, похожее на подозрение. Между ними, так сказать, пробежала черная кошка.
Между тем по поселку поползли слухи, которые очень скоро дошли и до ушей мужчины. Людская молва утверждала: больная девушка умерла не сама, ее убили, опоив чем-то или вколов лекарство, которое не оставляет никаких следов. А кто мог такое сделать? Ну, конечно же, никто, кроме сестры Ани, женщины жестокой и старой девы.
Он несколько раз по пьяному делу ходил разбираться к этой женщине, но там грудью на защиту сестры стояли аж четверо здоровых мужиков, так что попадало молодой жене под горячую руку. Однажды ее терпение лопнуло, и она ушла с ребенком от мужчины, которого уже не любила.
На этом можно было бы поставить точку, но эта житейская история имела продолжение мистического характера. На пустом месте, без всяких видимых причин помешалась сестра Ани, та самая аптекарша, которую в поселке обвиняли в смерти беспомощной девушки. Ее поместили в больницу, затем, через год или два, один из братьев привез домой совершенно седую маленькую старушку-зомби, которая имела привычку без всякой цели бродить по улицам поселка, что-то бормоча себе под нос.
Вид у сумасшедшей был настолько жалок, что даже жестокие подростки-хулиганы не дразнили ее. Не простил ее только один человек – брат девушки. Он смог оправиться после неудач и вскоре повторно женился, но, завидев издали нелепо семенящую по улице старуху, менялся в лице и спешил уйти.
Он уже знал: она убила его сестру, но, видит бог, не ушла от возмездия. А ему она, Катюшка, снится совершенно здоровой, улыбается и говорит: «Будь счастлив, Андрюша!»
Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА.