РИГ SAKHAPRESS.RU Члены организованного преступного сообщества в сфере незаконного оборота наркотиков охватили 47 городов страны, и конец их деятельности начался в нашей столице.
«Если сделать из нашей работы фильм, то лучшие моменты, наверняка, достанутся операм: как они красиво врываются в здание, задерживают преступников - людям нравится «экшен». А работа следователей? Кому интересно, как проходят допросы, обыски, а потом долгое бдение за компьютером», - отмечает Алдар Базаров, старший следователь Следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Следственного управления МВД по Республике Саха (Якутия).
Одним из самых резонансных дел, расследованных Алдаром Борисовичем, стало уголовное дело, возбужденное в отношении членов организованного преступного сообщества (ОПС) в сфере незаконного оборота наркотиков. Данная преступная сеть накрыла 47 городов России и конец их деятельности начался в нашем городе. Об этом громком деле, о своей нелегкой работе и о многом другом Алдар Борисов рассказал в нашей беседе.
-- Стать следователем, пожалуй, мечтают многие мальчишки. Что сподвигло Вас выбрать такую профессию?
-- Мой отец служил в милиции в Сунтарском районе и часто брал меня с собой на работу. Я с детства привык к этой сфере, постоянно видел вокруг себя людей в форме. Очень был вдохновлен и мне всегда нравилась эта среда. Как и все детишки, любил смотреть сериалы и фильмы, связанные с криминальной тематикой: «Улицы разбитых фонарей», «Убойные силы», еще любил смотреть фильмы про справедливость и т.д.
-- Значит, вы осознанно пошли поступать на следователя?
-- Скорее, все шло к этому, я выбрал юриспруденцию. Бывает, что к нам на службу попадают, так называемые, «гражданские» юристы. Понятие субординации, военного положения они не знают, что усложняет работу. Поэтому, для них предусмотрено прохождение «учебки» - Центра профессиональной подготовки.
Я в этой профессии три года, это, конечно, мало. В основном, занимаюсь делами, связанными с незаконным оборотом наркотических средств. Первые дела были связаны с обычными потребителями и покупками наркотиков.
-- А какое дело больше всего запомнилось?
-- Самое громкое дело случилось в апреле 2015 года. Оперативники раздобыли информацию, а мы ее наработали. Подозревали мужчину в том, что он причастен к сбыту наркотиков в Якутске. Он не местный, чтобы его задержать, нам понадобился выезд в г.Новосибирск. В течение недели разрабатывали следственные действия. Когда человека задержали, я начал проводить обыски. Тут и нашлась, пожалуй, самая ценная находка, которая и определила весь ход дела.
-- И что же это было?
-- Компьютер. Вся соль в том, что там была информация о сбыте наркотиков не только по нашему городу, Якутску. Это была целая сеть, которая охватывала 47 городов России. Информация могла удалиться из компьютера, но мы успели ее зафиксировать. В течение пяти часов мы скачивали, фотографировали и делали все возможное, чтобы сохранить найденное. Потом вся информация самоуничтожилась.
-- Что был потом?
-- Задержанного мы привезли в Якутск. Он был важным человеком в этой сети, потому что являлся кассиром: начислял всем зарплату за проданный товар. В Якутске мы задержали пятерых таких «продавцов» и изъяли около 15 килограмм «спайса». Также нам удалось найти лабораторию, где изготавливали наркотик.
-- Какая роль у вас в этой истории?
-- Следователь - это человек, который направляет ход дела. С ним работают опера, эксперты и множество других специалистов. Необходимо грамотно организовать всю работу и собрать все доказательства как можно быстрее. Мне удалось склонить человека, которого мы задержали, к сотрудничеству. С самого первого дня мы с ним общались.
Я не сторонник жестких допросов. Скорее наоборот, допрашиваю спокойно, без агрессии и запугивания. Важно, чтобы человек понял, что ему выгоднее сотрудничать с нами. Поначалу, конечно, человек очень испугался, задержали и еще увезли в Якутию. Но удалось его успокоить и разговорить. Выяснилось, что данная сеть накрыла не только г.Якутск, но и города Владивосток, Киров, Волгоград и Пензу.
-- Расскажите подробнее про свой стиль работы, пожалуйста.
Я работаю с совершенно другим типом людей. Наркоманы, это, по сути, больные люди, зависимые. В целом, они контактные, общительные. Причины у всех разные: кто-то попал в плохую компанию, у кого-то трудное детство, самый уязвимый возраст это от 13 до 23. Наркотики - это сильнейшая зависимость. При первом употреблении человек испытывает чувство счастья, в десять раз превышающее естественное. Замену потом найти уже невозможно. Наркоману каждый раз уже мало. Это просто химия мозга, бросить очень сложно. Минус в том, что человек начинает потом оправдывать свои действия. «Я это делаю, потому что все очень плохо, назло всем» и т.д.
-- На допросе, вы испытываете сочувствие или, скорее, неприязнь?
Все люди как люди. Каждого можно понять, просто процесс становления у всех разный. С каждым мне удавалось найти общий язык. Необходимо быть хорошим психологом. С «бывалыми» сложнее, они опытнее и хитрее. С некоторыми приходится, конечно, поработать, читаешь определенную литературу, находишь подход, что помогает, найти доказательства другого рода. Все основывается не только на допросе.
-- Чем отличается это дело от остальных?
Обычно я сталкиваюсь с одиночными делами. Пошел, купил наркотик, задержали. Или находим группу лиц, которые занимаются наркоторговлей, в черте одного города. А вот, когда мы нашли целое преступное сообщество - это большая редкость, даже на российском уровне. Сложность в том, что сейчас все происходит бесконтактным способом - через интернет. Если раньше, наркотики в открытую распространяли в клубах и на улицах, то сейчас диллеры стали намного умнее. Но не надолго.
-- Что самое неприятное в вашей профессии?
-- Первое время интересно: много ездишь, назначаешь экспертизы, собираешь доказательства. Но потом начинается бумажная работа. Человека надо задержать, обеспечить и разъяснить ему права. При обыске каждую вещь расписать: как выглядит, какого цвета и прочее.
У меня, вот смотрите, 38 томов стоит по делу «Стафф». Каждый том вмещает в себя от 250 до 400 страниц. Я один обыск однажды проводил в течение 12 часов. Самое сложное не только все расписать, но и сделать это правильно, по всем стандартам. Бумажная работа очень тормозит процесс, это мне на полгода прибавило работы. Плюс к этому нервная система страдает, организм испытывает большие перегрузки. Работаешь ночами, не отдыхая, можно не спать двое суток подряд. В этом случае спасают только кофе и сигареты.
-- Какие качества важны для следователя?
-- Нужно быть мобильным и быстрым. Вещдоки зачастую связаны с интернетом, со связью, надо быстро все зафиксировать, а то удалится. Отложить на завтра нельзя. Завтра человек уже может отказаться от показаний, а данные автоматически удалятся.
-- Правда, что на наркотики существует определенная мода?
-- Да, раньше «курили траву», сейчас предпочитают синтетические или как по-другому называют «дизайнерские» наркотики. Сейчас очень просто сделать новый наркотик. Достаточно поменять химическую формулу, и все новый наркотик готов. Помните случаи, когда люди выпрыгивали с окон, бросались под машины? JWH-018, или как его просто называют «дживиаш». Это все он. Наркотик пришел в виде белого порошка. А ведь, просто, поменяли состав от другого известного наркотика.
-- У вас есть семья?
-- Пока с такой работой это невозможно.
-- Что удерживает вас в этом нелегком деле?
-- Не знаю, наверное, потому что скучать не приходится (улыбается). Это уже мой образ жизни. С отпуска недавно вот вернулся, хоть и трудная работа, но тянет.
Пресс-служба МВД по Республике Саха (Якутия)