11:41 05.09

Газ не про вас: Путин намекнул Европе, что российское терпение не безгранично

Очевидно, что речь идет о "проблемах", прежде всего, политического характера. Так, все проекты газопроводов в Европу, так или иначе, наталкиваются на разного рода бюрократические преграды. При этом представители Евросоюза не скрывают, что хотели бы сохранить транзит через украинскую ГТС, даже с учетом его дороговизны и растущих, в связи с хроническим недофинансированием, рисков технического характера, сообщает rueconomics.ru.

Является ли возможность поворота газовых потоков прежде всего, намеком западным партнерам, или же за этими словами кроются планы, имеющие какой-то иной смысл, выясняла "Экономика сегодня".

"Понятно, что не может быть речи о том, что мы понастроим трубопроводы на Восток, и газ пойдет туда. Очевидно, что любой трубопровод – это многомиллиардный проект, тем более, на такие расстояния. Если всерьез об этом говорить, то полная переориентация не нужна никому: ни европейцам, ни российской стороне. Есть хорошая, система добычи и транспортировки, самортизированная, эти возможности нужно просто использовать. Если говорить о какой-то переориентации, то это будет для России означать многомиллиардные затраты, когда возможности бюджета далеко не безграничны. А для Европы это может означать поиск альтернатив, причем поиск в условиях, когда многие страны почти на 100% обеспечиваются за счет российского газа. И любой другой газ будет значительно дороже. Это не интересно ни для одной, ни для другой стороны.

Тем не менее, интерес к восточному рынку вполне реален. Этот интерес может рассматриваться за счет газопровода "Алтай", который идет с той же ресурсной базы, что и поставки газа в Европу. Это как раз Западная Сибирь. Второе – это проекты СПГ. У нас есть целый ряд таких проектов, а, как известно, СПГ может выйти в любую часть мира. Такие заводы, тот же Ямал-СПГ ориентированы, в значительной степени, не на европейский рынок.

Для России перенаправление потоков на Восток - большие убытки, но для Запада это катастрофа

Возможности диверсификации есть. нельзя сказать, что сегодня мы просто возьмем и развернем на Восток 160-170 млрд кубометров. Это огромные деньги, это время. С точки зрения экономической и любой другой логики, рынку правильнее работать по той логике, по которой он сейчас и работает. С одной стороны, у нас есть европейское направление, по которому мы плотно сотрудничаем, обеспечивая поставки газа, а с другой стороны, параллельно выращивается и второе восточное направление. Как двухголовый орел. Одна голова уже есть, но параллельно растет и вторая, которая будет работать на Восток. Пока в этом направлении идут только поставки Сахалинского СПГ, но запланировано. Как известно, контракт по "Силе Сибири" на 38 млрд кубометров, обсуждается проект "Алтай" еще на 30 млрд, ориентировочно, смотрят варианты по новым мощностям СПГ как на востоке, в частности, расширению производства СПГ на Сахалине, так и производство СПГ в западной части страны с поставкой в страны АТР.

Проектов довольно много, все они сейчас внимательно рассматриваются, смотрим спрос и рентабельность. В ближайшие 20 лет, как ожидается, производство СПГ возрастет в несколько раз, а поставки газа по трубопроводам увеличатся с нуля до как минимум 38 млрд кубометров.

По большому счету, возможности для наращивания поставок на Восток есть и они довольно существенные, но это возможности не взаимоисключающие поставки в Европу. У нас достаточно газа, чтобы поставить и туда и туда. Гипотетически, Россия могла бы прямо сейчас нарастить поставки в Европу на 100 млрд кубометров, абсолютно безболезненно для себя", - прокомментировал ФБА "Экономика сегодня" Вячеслав Кулагин, директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН.

Инна УСОВА

Наш канал в Telegram