Какое счастье – ребенок! Все дети рождаются хорошенькими, а в возрасте полтора года они и вовсе невозможно сладкие. Уверенно ходят, начинают говорить, ходить на горшок, самостоятельно кушать. Уже маленькие настоящие человечки, личности. Многие мамы – обладательницы такого счастья в Якутске да и по всей республике, вздыхая и охая, начинают решать, можно сказать, драматический вопрос: «Куда пристроить ребенка?» Почему этот вопрос возникает, общеизвестно. Государство перестает платить матерям пособие по уходу за ребенком, значит, женщине пора выходить на работу. Конечно, есть возможность посидеть с ребенком до трехлетнего возраста, но тогда следующие полтора года придется работать мамой бесплатно. При условии, что папа семейства – не миллионер, продление отпуска по уходу за ребенком – далеко не всем по карману. Беби-бум, начавшийся с появлением такого блага, как материнский капитал, заполнил родителями и их чадами роддома, детские поликлиники, и, конечно, коридоры администраций муниципальных образований у дверей с надписью «отдел дошкольного образования». И очень часто мамы полуторагодовалых детей получают отказ в детсадовском месте. В Якутске, к примеру, твердое правило: детей до трех лет в дошкольное учреждение не брать! И это делает драматичным положение матерей. Не выйти на работу нельзя, иначе обречешь семью на нищету, а пойдешь трудиться, кроха останется без жизненно необходимого в этом возрасте присмотра. А каково приходится одиноким матерям – единственным кормильцам семьи! В нашей газете министр образования республики
Афанасий Владимиров озвучил следующие цифры: общий охват детей дошкольным образованием составляет 63,3 процента. Более 30 тысяч(!) детей стоят в очереди на получение места в детском саду. Учитывая, что она подходит к трем-четырем, а то и вовсе к пяти годам, ясельникам «ловить» абсолютно нечего.
Якутск – город не для малышей Майя Кириллина, начальник дошкольного отдела Управления образования городского округа «Якутск», вздыхает. Видно, что она бы лично рада взять всех детей в детские сады, помочь абсолютно всем столичным семьям, но, увы, суровая реальность такова, что муниципалитету вовсе не до ясельников. Сейчас стоит вопрос, как обеспечить детей 2008 года рождения при том, что даже те, кто родился в 2007 году, еще не все устроены. А вообще в городе существуют три очереди. Первая – общая, вторая — льготная, так называемая внеочередная. Понятно, что в первой очереди дети, которые идут на общих основаниях, во второй – достаточно широкий круг. Это дети из многодетных и неполных семей, семей студентов очной формы обучения, дети родителей-инвалидов, сотрудников правоохранительных органов. Внеочередным правом пользуются дети судей и работников прокуратуры. В общегородской очереди 14 тысяч с лишним детей, в льготной – свыше 6 тысяч. Внеочередников очень мало, особой погоды они не делают. А сколько в городе мест в детских садах? В 55 муниципальных дошкольных учреждениях находятся 11790 детей. Комплектуются группы следующим образом: младшая (трех-четырехлетки), средняя (четырех-пятилетки), старшая подготовительная (пяти-шестилетки).
– Почему нет ясельных групп? Во-первых, конечно, очередь. А во-вторых, потому что таких маленьких детей содержать труднее, чем малышей постарше. Например, по нормативам в ясельной группе не должно быть больше 15 детей, – объясняет Майя Петровна. Выходов из ситуации Майя Петровна видит несколько. Первое, что нужно – строить новые сады, хотя это очень дорого для государства. Республика планирует построить 13 зданий учреждений для столичных малышей. Второе – нужно стимулировать, поддерживать развитие частных детских садов. Третье – чтобы в эти частные учреждения охотно шли, нужны субсидии для родителей. Последний вопрос, кстати, решается правительством республики. Частичное решение проблемы – это создание адаптационных групп. Такие уже существуют в детсадах «Радуга» и «Мичээр». Это своего рода кружки для детей. Они работают три раза в неделю, родители оставляют ребенка специалистам максимум на три с половиной часа в день.
Проблема чисто столичная Так обстоят дела в столице, а как же по всей республике? На этот вопрос нам ответила
Наталья Ситникова, руководитель отдела общего образования Министерства образования РС(Я). – Эта проблема остра в городе Якутске, – сказала она. – По республике семь тысяч детей до трех лет охвачено дошкольным образованием... Наталья Васильевна считает, что проблема ясельников возникает из-за того, что их содержание и образование требуют больших расходов. Нужны большие помещения при маленьких группах плюс особое питание. В сельской местности проблему решить проще. Существуют так называемые семейные группы. Мама с маленьким ребенком может взять дополнительно до семи малышей и получать... зарплату. Причем это полторы ставки. Ставка воспитателя, половина – его помощника. Очень интересная форма работы с самыми маленькими (правда, мать не выходит на работу) – гувернеры при детских садах. Дети с родителями могут приходить в детский сад на занятия либо гувернер посетит их на дому. Но в Якутске реальный выход – частный детский сад. Скоро выйдет постановление правительства республики, согласно которому родители, которые содержат детей в частных учреждениях, будут получать субсидию в размере пяти тысяч рублей. Но самое кардинальное решение проблемы, по мнению Натальи Васильевны, – законодательно закрепить за матерью право не выходить на работу до достижения ребенком трехлетнего возраста и получать пособие. Желательно, конечно, не копеечное. Кстати, хорошая новость. Мы в редакции узнали, что проект подобного законодательного акта уже находится на рассмотрении в Государственной Думе. Так что, Бог даст, вопрос решится. Редакционными силами провели небольшой опрос среди родителей маленьких детей в возрасте до трех лет. Куда они пристраивают своих чад? Есть те, кто оставляет детей на попечении бабушек, дедушек, других родственников на пенсии. Большая часть нанимает нянь. Но есть довольно большой процент детей, которые ходят в частный детский сад.
Няни разные важны, но не все они нужны Жительница Якутска
Ирина Протопопова меняет своему сыну уже четвертую няню. Первая устраивала, но по личным обстоятельствам отказалась работать через несколько месяцев. Вторая утащила из холодильника мясо и рыбу и исчезла. Хозяева пожалели вороватую няню, явно очень нуждающуюся беременную женщину, не стали звонить в милицию. Третья не нашла общий язык с ребенком. Родители тайно оставили видеокамеру. Оказалось, она не смотрит за ребенком, а сидит на диване, уставившись в телевизор. Самое плохое – забывает даже кормить. Четвертая няня в семье прижилась. Это бабушка-соседка. Единственное неудобство – она приводит с собой своего внука. Естественно, Ирина с мужем вынуждены кормить и его. Но зато сын очень доволен, ему есть с кем играть. А няня читает малышам книжки, проводит развивающие игры, очень много гуляет с ними на улице. Часто балует детей домашней сдобой, из-за чего два мальчика стали кругленькими и очень хорошенькими. В среднем по Якутску няня стоит от 8 тысяч рублей в месяц. Есть няни, которые принимают на дому. Оплата посуточная, от 500 рублей в день.
Лицензированный сад В Якутске около 30 частных садов. Большинство из них размещается в квартирах. Не очень удобно, конечно. Детям, как правило, негде гулять. К тому же такие учреждения мешают соседям. Стоит услуга от 8 тысяч рублей и выше. Но все же чем няня (это сугубо личное мнение автора), детсад, пусть частный, лучше. С детьми работают специалисты (как правило, подобные предприятия открывают бывшие садовские работники, либо владельцы нанимают людей с высшим педагогическим образованием). Во многих частных садах стараются ввести разные образовательные программы. По телефону я нашла сад, расположенный в частном доме, где даже с малышней до трех лет занимаются английским и якутским языками. Там есть сухой бассейн, во дворе дорогая детская площадка с различными тренажерами. Детей водят в бассейн и на экскурсии. Стоимость услуги 11 тысяч рублей в месяц. Но лучше частного сада частное лицензированное учреждение. Они тем и хороши, что придерживаются ФГОСа – федерального государственного стандарта образования. В Якутске всего два таких учреждения. Их возглавляют две активные женщины. Первый –
Тамара Карамзина, второй —
Мария Прокопьева. Последняя, кстати, еще и председатель профсоюза работников частных садов. Представляете, есть уже и такой! Тамара Иннокентьевна возглавляет очень любопытное детское учреждение, можно сказать, синтезированное. Это детский сад-начальная школа. Старшие группы, подготовка, младшие классы находятся на первом офисном этаже жилого дома на улице Хабарова. Помещения просторные и снабжены всем необходимым. Здесь есть столовая, спортзал, медкабинет. Малыши размещаются в трехкомнатной квартире на 10-м этаже обычного жилого дома. Стоимость услуги 11 тысяч рублей. Тамара Иннокентьевна говорит, что основная трудность в том, что помещение на Хабарова ей приходится арендовать. Удовольствие недешевое – 284 тысячи в месяц. С января придется платить все 340 тысяч рублей. Плюс налоги приходится платить как коммерческому предприятию. Это 47 процентов прибыли, то есть всего, что вносят родители. Поэтому учреждение не живет, а выживает. А как же помощь от государства? Разве оно не должно развивать частный сектор? Самому строить детсады да и содержать персонал выйдет дороже. Тамара Иннокентьевна как ребенок радуется малому. Муниципалитет помогает ей оплачивать коммунальные услуги – 20 тысяч в месяц. Плюс немного субсидирует родителям часть питания (от 20 процентов) из расчета 80 рублей в день. Копейки, а все равно приятно радует родительский карман. За то, что учреждение придерживается ФГОСа, субсидируется зарплата его сотрудников. Тамара Иннокентьевна добивается того, чтобы Министерство имущественных отношений республики выкупило здание школы-сада. Государство не станет требовать за аренду таких офигенных сумм, да из месяца в месяц повышать плату, стабильности станет больше. – Вот если это случится, я... Дальше следует целый список всего, что хочется Тамаре Иннокентьевне сделать для детей ее школы-сада. Никакой газетной площади не хватит все это перечислять. Пока, конечно, на развитие средств нет.
Вместо послесловия Поднятая нами тема обширна и серьезна. Мы ее, конечно, еще продолжим.
Саргылана СЕРГЕЕВА. "Якутия"