РИГ SAKHAPRESS.RU Развитие коллективного пения в нашей стране всегда отличалось широтой размаха и весомыми художественными достижениями.
При этом задача массового музыкально-эстетического воспитания и образования в недалёком прошлом, ставилась всегда в качестве главной задачи, которая определённо давала перспективу музыкального развития общества. В советское время, хоровое пение занимало должное место в нашей жизни. Его истоки были заложены в певческой культуре народа, а профессиональные традиции начали складываться с двадцатых годов нашего столетия, когда был создан профессиональный Хор при комитете якутского телевидения и радио.
25 февраля 1945 года состоялось первое выступление Хора под управлением В. Попова перед радиослушателями. Этот день и считался рождением первого в республике певческого коллектива.
В сентябре 1951 года руководителем хора стала Феврония Алексеевна Баишева. С той поры, многолетняя жизнь хора радиокомитета активизировалась и до самого его закрытия (1994г) выполняла филармонические функции. После закрытия хора, а затем симфонического оркестра Галины Кривошапко при ГНТРК – музыкально-просветительская работа была прекращена. Это отразилось на распад самодеятельных хоровых коллективов в республике. Контингент участников творческих коллективов по республике уменьшился.
С такой ситуацией управление культуры и духовного развития города Якутска не могло мириться. И в 1998 году в столице республике был создан конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Поющая Туймаада», который позволил всеми силами удержать и активизировать работу любительских коллективов в Якутске.
В этом году городскому конкурсу исполнилось 19 лет, то есть слушательский запрос за эти годы возрос на качественную хоровую музыку. С другой стороны, как бы рационально ни была организована творческая деятельность артиста-любителя, её результат, как правило, не может быть равен художественному результату работы профессионального артиста хора.
Не потому ли был заполнен до отказа концертный зал на первом дебютном концерте профессионального симфонического хорового коллектива Якутской филармонии им. Г. Кривошапко, который состоялся 24 октября 2017 года.
… Со времени создания якутской филармонии много воды утекло в реке Лене. Но радует, что сказанные слова министра культуры Якутии Владимира Тихонова два года назад на 2-м Международном конгрессе «Музыка для всех»: «Хотелось бы, чтобы культурная жизнь протекала одинаково интенсивно по всей территории нашей большой республики», - начинают сбываться и претворяться в жизнь.
Программа концерта – презентации нового творческого певческого коллектива, состояла из 13 номеров, где прозвучала самая разная хоровая музыка от Иоганна Себастьяна Баха до Марка Жиркова, от Михаила Глинки до Аркадия Алексеева.
Пост главного хормейстера профессионального хора заняла преподаватель музыкального колледжа им. М. Жиркова, хормейстер хора Рескома здравоохранения «Вдохновение», выпускница Дальневосточной Академии искусств и аспирантуры, музыкального колледжа по классу «Хоровое дирижирование» (пед. С.Г. Антонова), Отличник культуры РС(Я), обладатель высшей награды конкурса разных лет «Поющая Туймаада» Людмила Анатольевна Шумилова.
По выбранному репертуару хора мы сразу ощутили художественный вкус и интеллект главного хормейстера. Новоиспечённый коллектив, который сплошь состоит из молодых неопытных людей в музыкально- исполнительском амплуа, проделал за полтора месяца исключительно огромную работу. Несмотря на такой сжатый срок, концерт продемонстрировал неплохой технически-художественный уровень коллектива и дал надежду в будущем на высокохудожественное исполнение хоровой музыки.
С другой стороны, данный концерт также отразил тесный контакт руководителя с артистами хора, отчётливо прослеживалась эмоционально-волевое воздействие хормейстера на свой коллектив, а с другой стороны, даже во время концерта продолжалось обучение молодых артистов хора вокально-хоровому мастерству.
...Люди всегда стремились к удовлетворению своих художественных потребностей через восприятие духовных и культурных ценностей. Восприятие произведений хорового искусства – это всегда диалог между создателями, артистами хора и зрителями, потребителями художественных ценностей. Бесспорно, что демонстрация профессиональных вокально-хоровых качеств со стороны нового певческого коллектива – это не только удовлетворение естественных потребностей творцов, которому научили их педагоги, но также и средство художественных переживаний и воспитания людей.
... Со словами напутствия и началом отсчёта исторического пути нового хорового коллектива (приемника хора Ф.А. Баишевой) выступили: министр культуры и духовного развития РС(Я) Владимир Тихонов, директор Филармонии им. Г. Кривошапко Туйяра Пестрякова.
В хоре я насчитал 38 человек (15 мужчин и 23 женщин). С филармонической сцены министр объявил, что ещё есть в наличии 16 вакантных мест для артистов хора.
Мечты нашего министра культуры Владимира Тихонова начинают потихонечку сбываться. Сидя в зале, я вспомнил его ещё одну мечту, которая чётко врезалась в мою память: «...Создать точки «приёма» филармонических концертов везде, в каждом улусе, чтобы высокой музыкой мог наслаждаться каждый житель республики. Система всеобщего доступа к культурным ценностям – вот о чём я мечтаю».
И, действительно, концерт прошёл в интерактивном режиме, за ним наблюдала хоровая школа «Соловушко» из города Нерюнгри.
Знаменитой «АveMaria» Баха – Ш. Гуно открылась программа концерта, которая, как известно, является приветствием архангела Гавриила к Марии в минуту благовещения. Под равномерный аккомпанемент Надежды Киселёвой, хор исполнил мировой шедевр достаточно ровно и цельно, а также одновременно придал артистам духовные силы в преодолении скованности, придал уверенности в своих творческих силах.
Два произведения замечательного композитора Георгия Свиридова «Запевка», «Повстречался сын с отцом» прозвучали с большой выразительностью, сместив внимание зрителей на образно-художественную сторону исполнения. А как же иначе? Когда в русском каноне вкладывается вся душа исполнителя в каждое слово: «О России петь -- что стремиться в храм, по лесным горам, полевым коврам. О России петь – что весну встречать, что невесту ждать, что утешить мать… О России петь – что тоску забыть, что любовь любить, что бессмертным быть!».
Именно эти произведения Свиридова вошли в концертный репертуар любого творческого хорового коллектива, где через хоровое исполнение выражается самобытный и яркий национальный стиль композитора.
Якутский блок был отражен в любимых произведениях якутского народа в хоровых песнях Марка Жиркова: «Песня о Родине», «Ырыа Ча5ан» и Аркадия Алексеева «Таммахтар» в обработке Льва Сивухина. Эти произведения входили в репертуар хора комитета телевидения и радио, когда управляла им Феврония Баишева. Зритель тепло принял подзабытые временем хоровые сочинения и щедро наградил хор- аплодисментами.
Ярко и ностальгически прозвучали хоровые миниатюры русских композиторов: А. Гурилёва «Колокольчик», А. Алябьева «Соловей», М. Глинки «Попутная». Участие ведущих солистов ГТОиБ им. С. Оммолона: Альбины Борисовой и Николая Попова украсило не только концерт, но и придало концерту высокий статус, где хором были переданы тончайшие художественные нюансы произведений.
Сберечь для будущих поколений эти шедевры, оставленные нам в наследство, значит сохранить возможность строить в будущем жизнь по законам красоты. А частицей этой красоты были, есть и будут -- лучшие романсы русских композиторов, отражающие особенности духовного склада народа.
Сложным по исполнительским возможностям теноровой партии хора оказалось знаменитое произведение Л. Денца на сл. Валькадоса «На качелях». Необычайно разнообразная метроритмическая пульсация, обилие синкоп, задержаний, самых неожиданных sforzandoи столь не непредсказуемых музыкальных пунктуаций, придающих вокальной фразе прихотливый бодрый характер, есть ещё одна замечательная особенность данного произведения. Правда, ему не хватило итальянского темперамента и буйство красок весеннего настроения.
Выразительные, свободно и неизбывно льющиеся мелодии русских песен глубоко волнуют любого человека. В программе были выбраны две из них: «Я вечор млада во пиру была»в обр. А. Копосова (Солистка Диана Морук), «На горушке, на горе» в обработке О. Коловского.
Несмотря на наличие вокально-хоровой техники у нового коллектива, в исполнении не хватило артистичности, которая должна была ощущаться в творческом озарении и в оптимальном подъёме эмоциональных сил в условиях сценической жизни. Замечательные русские песни не прозвучали в концерте в своей хоровой полноте.
Бесспорно, народные песни требуют особого эмоционального подъёма, особого подхода. Не случайно, по этому поводу русский критик В.В. Стасов писал: «Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразия, как у нас. Это дало особый склад и физиономию русской музыке и призвало её к своим особенным задачам». Эти особенные задачи и придётся решать новоиспечённому коллективу филармонии.
Во втором отделении концерта прозвучала кантата А. Вивальди «Gloria» в сопровождении ГСО «SymphonicaARTica» под управлением Павла Васьковского. В номере были заняты солисты ГТОиБ: Марина Силина и Людмила Кузьмина. Все 12 номеров составляют единый музыкальный цикл, где по замыслу Вивальди, композитор прославляет мир и любовь, общество без насилия и войн.
В целом, произведение произвело достаточно сильное впечатление на слушательскую аудиторию. Хормейстером Людмилой Шумиловой было достигнуто - чистота строя, выровненность звучания, правильность дыхания поющих, гармоничность и сбалансированность голосов.
Приятно удивил дирижёр – Павел Васьковский, который уловил музыкальный стиль композитора , а именно, прозрачность окраски звучания, динамичность и экспрессивность звучания струнных инструментов. Красоту тембров своих голосов, виртуозность и страсть с классической стройностью придали кантате замечательные певицы Марина Силина и Людмила Кузьмина. Их камерность звучания вкупе со струнным оркестром способствовало созданию музыкальных образов гимнов «Глория» и наметило перспективу развития симфонического хора государственной филармонии.
Итак, Симфонический хор якутской филармонии отметил своё день рождение и теперь его ждёт большая кропотливая работа. А нам нужно всем проникнуться, что певческое дело – это не только проблема музыкантов, но и вопрос государственного значения, которая касается духовной культуры народа, его эстетических представлений о мире и красоте.
Верю, что новый творческий коллектив вскоре удивит нас новыми художественными программами и будет радовать всех нас своей концертно-просветительской деятельностью, которая, увы, так не хватает сегодня.
Владимир ИНДИГИРСКИЙ
Автор творческих проектов: «Поющая Туймаада», «Бэби-шлягер».
Музыкальный обозреватель.
Фото и видео автора.