РИГ SAKHAPRESS.RU Усталый путник ехал, возвращаясь по лесной дороге из районного центра.
Скрипели сани, слышался стук копыт. Тихо шел снег. И вдруг сквозь дрему в его сознание прорвались звуки выстрелов, прогремевших поодаль со стороны автотрассы. Раз выстрел, два, еще и еще. Последний раздался чуть погодя. Затем всё стихло. «Охотники, наверное…» - подумал путник. Тихо падал снег…
Эпизод первый: Страшная находка
«На обоих трупах на частях одежды, соответствующей расположению грудной клетки, усматриваются следы выстрелов…» (из протокола осмотра места происшествия)
20 ноября 2000 г. в дежурную часть Мегино-Кангаласского улусного отдела милиции поступило телефонное сообщение от жителя села Павловска Скрыбыкина П.П. о том, что им в лесном массиве неподалеку от автотрассы Нижний Бестях – Большой Невер обнаружено два засыпанных снегом трупа неизвестных лиц.
На допросе Скрыбыкин показал, что накануне после обеда, совершая объезд полян и аласов в поисках пропавшего жеребенка, увидел следы на снегу, вызвавшие его подозрение. Он подумал, что злоумышленники застрелили жеребенка и утащили подальше от дороги, чтобы разделать. А следы привели к забросанным снегом трупам людей.
При осмотре места обнаружения трупов было установлено, что в 73 м. от проселочной дороги, ведущей напрямую от села Павловска в улусный центр с. Майя, в километре от развилки на Неверской автотрассе, рядом лежат два трупа с огнестрельными ранениями в области грудных клеток. Снег на трупах и под ними уплотненный, от проселочной дороги, где имелись следы разворота легковой автомашины, к ним ведут следы волочения в виде узкой, в ширину туловища человека, борозды, по бокам которой заметны дорожки следов ног человека. Было видно, что трупы приволокли сюда, таща за руки, двое лиц. На трупах была достаточно добротная зимняя одежда и обувь. Никаких документов, указывавших бы на их личности, при них не оказалось.
В тот же день было возбуждено уголовное дело. Немедленно была создана следственно-оперативная группа во главе со следователем прокуратуры улуса.
Эпизод второй: Путь к раскрытию преступления
«Смерть …наступила в результате огнестрельных ранений с повреждением внутренних органов…» (из заключения судебно-медицинской экспертизы)
Общеизвестно, что по делам об обнаружении трупов неизвестных лиц первоочередной задачей следствия является установление их личности. Это, как говорится, та печь, откуда «надо плясать». За дело взялись специалисты розыска сначала Мегино-Кангаласского улуса, затем подключились их коллеги из соседних районов, а также города Якутска и Управления уголовного розыска МВД республики.
Для быстрейшего установления личности потерпевших их фотографии были показаны по республиканскому телевидению. Результаты проявились незамедлительно. С помощью приехавших из сельского района родственников личности погибших были установлены. Ими оказались работники потребительских обществ «Алаас» и «Лена» села Борогонцы Фомин Я.М. и Никифоров Р.Р., убывшие 16 ноября 2000 г. в командировку за товаром в Амурскую область.
Шаг за шагом радиус поисков сужался. И вот, наконец, появилась ниточка, постепенно превратившаяся в начало клубка. Судебно-медицинская экспертиза дала однозначное заключение, что обе жертвы убиты выстрелами из гладкоствольного оружия, вероятнее всего – из обреза охотничьего ружья. Притом было установлено, что у одного из потерпевших имелась рана, причиненная пулей, выпущенной из маломощного нестандартного оружия.
Потому оперативники группы связались со своими коллегами из соседних районов и предложили проверить наличие обрезов у лиц, имеющих автотранспорт. Вскоре у них появилась информация, что в производстве участкового инспектора Усть-Алданского УОВД имеется материал о применении неким Кирилловым обреза при совершении хулиганских действий. Вместе с ним по этому материалу проходил его зять Альберт Мыреев. В качестве очевидца упоминался двоюродный брат последнего Мыреев Максим. Все они жили в селе Борогонцы и постоянно общались между собой.
На совещании опергруппы было решено начать работу с Максима Мыреева. Он был вызван в отдел уголовного розыска Мегино-Кангаласского улуса, где ему было объявлено, что он подозревается в совершении двойного убийства. Тот сразу же заявил, что он людей не убивал и изъявил желание изложить в протоколе обо всем известном ему по данному факту. Следователь и оперативники, которые в то время не располагали фактическими данными, но делали вид, что они располагают достаточной информацией, дали ему такую возможность, разъяснив, что чистосердечное признание вины является смягчающим вину обстоятельством и будет учтено судом. Максим, который в недавнем прошлом сам являлся работником милиции, об этом прекрасно знал и действительно дал почти полный расклад преступных действий участников убийства и ограбления коммерсантов. При этом он изложил такие подробности, которые раскрыли, как говорят криминалисты, его «преступную осведомленность» и уже сами по себе указывают на правдивость показаний подозреваемого.
Ну, а дальше, как говорится – дело техники. Известно, что успех раскрытия любого преступления, а тем более преступных деяний группы лиц, зависит от быстроты и слаженности действий следователя и оперативников. Недаром существует пословица – куй железо пока горячо!
Немедленно были установлены и задержаны основные виновники злодеяния Кириллов и Альберт Мыреев, проведены следственные действия, закрепляющие полученные на начальном этапе следствия показания подозреваемых. После их проведения уголовное дело было передано в производство отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры республики. При этом учитывался, кроме особой тяжести совершенных деяний, тот факт, что все основные «фигуранты» дела в прошлом работали в милиции и имели возможность оказания сильного противодействия расследованию.
Леонид ДИОДОРОВ.
Продолжение следует