14:23 07.09

Редактор газеты "Ленский вестник" Валентина Паньшина: "Молодые журналисты! Где вы?.."

РИГ «SakhaPress.ru». Чем живут районные газеты – одни из самых доступных на сегодня средств массовой информации для большинства якутян? И как живут сами районные журналисты – те, кто существует не в виртуально-гламурной  реальности глянцевых изданий, а там, где, собственно, и идет настоящая жизнь – в небольших городках и крохотных селах, в затерянных «медвежьих уголках», зачастую на краю земли?.. Именно об этом, по сути дела, шла речь на вчерашней встрече Президента РС(Я) Егора Борисова с руководством Департамента по делам печати, телерадиовещания РС(Я), НВК «Саха» и главными редакторами районных СМИ, где обсуждались вопросы освещения деятельности органов местного самоуправления, а также о том, как строятся взаимоотношения районных СМИ и муниципалитетов. Пригласив журналистов к диалогу, президент предложил честно рассказать о том, что сегодня более всего беспокоит районную журналистику. Целый ряд таких вопросов перед республиканскими властями обозначила в своем выступлении редактор-директор газеты «Ленский вестник» (Ленский район) Валентина Паньшина. -- Валентина Устиновна, если обобщить то, о чем шла речь на встрече, то каковы проблемы у районных СМИ, независимо от их географии? -- Их немало. Одна из тех, с которой в последнее время столкнулись многие районные газеты, в том, что муниципальные образования отказываются публиковать свои правовые акты в местных газетах, пытаясь сэкономить и стараясь размещать эту информацию на своих официальных сайтах. Президент на это ответил четко: Интернет в республике развит еще не настолько, чтобы выбирать для публикации только его. И привел пример: недавние опросы, проведенные в республике, показали: по степени популярности у людей на первом месте телевидение, на втором – печатные издания, а на третьем – Интернет. И это означат, что размещать официальную и нужную людям информацию только на сайтах Интернета, это значит делать ее недоступной для подавляющего большинства людей. Это подтверждали и выступления редакторов многих районных газет, которые говорили, что Интернет просто не всем по карману. Не все могут регулярно заходить на сайт муниципалитета и смотреть, чем же он занимается. Поэтому президент дал задание размещать официальную правовую информацию в местных газетах, а заодно поручение Минфину РС(Я), чтобы МО погасили свою задолженность перед районными СМИ за размещение таких материалов. Не скрою, для нас это очень важно. Никто не скрывает, что для многих районок подобные публикации  – одна из главных статей дохода. В обсуждении того, как складывается диалог между властью и обществом, отметилась и такая проблема: некоторые муниципалитеты весьма болезненно воспринимают не только критику в свой адрес, но даже просто неудобные вопросы. В случае с «Ленским вестником» таких проблем нет. -- Ваши власти критики не боятся? -- Дело в том, что критика может быть разной. И если мы беремся за освещение проблемы, то стараемся высветить разные точки зрения, обсудив тему со всех сторон. К примеру, пришло в редакцию острое письмо, которое надо публиковать – мы его опубликуем. Но -- вместе с комментариями всех структур, которые имеют отношение к разрешению этой ситуации! У нас в газете существует очень популярные рубрики «Горячий телефон», «Ответ-вопрос» и наиболее любимая  у ленчан «Хочу знать!» --на мой взгляд, они позволяют местным властям быстро узнавать о проблемах, которые еще только вызревают, и не доводить дело до «нарыва», оперативно отвечая ленчанам на их вопросы. Люди звонят нам, оставляют свои вопросы. Мы связываемся либо с главой района С.Высоких, либо с теми, в чьей компетенции эта тема, и они дают официальный ответ. И при этом уже понимают: СМИ взялось за эту проблему. Тем более, у «Ленского вестника» есть свой собственный сайт – электронная версия газеты: http://lenvest.ru/. Все, что выходит на ее бумажных страницах, потом размещается на сайте, куда посещают люди и из других городов. -- Все-таки насколько свободно могут чувствовать себя  журналисты в районах, критикуя местные власти? -- Я считаю, что любая критика должна быть конструктивной. Это значит, что когда представители власти отвечают на проблемы, которые мы с помощью читателей ставим перед ними, то уже намечаются какие-то пути их решения. Если болячка вскрыта, значит ее можно уже лечить. Я думаю, это самый действенный способ взаимодействия власти и общества. -- Какой у вас тираж? -- 4000 экземпляров. И судя по сводкам УФПС, мы на втором месте после газеты «Мирнинский рабочий». -- Наверняка, как всякому редактору, вам хотелось бы его еще повысить. Что сегодня этому мешает? -- Самая главная проблема, которую я обозначила на совещании у президента РС(Я), когда выступала, -- это доставка газет «Почтой России». Ведь сегодня наша газета даже внутри самого района доходит до подписчиков с колоссальным опозданием. Вот сейчас началась подписная компания – очень важная пора для всех печатных СМИ. И одна жительница микрорайона Чанчик сказала мне: «А зачем мы будем выписывать «Ленский вестник», если нам его не в почтовый ящик опускают, а кидают пачки Бог знает куда! Хорошо, если ребятишки найдут и принесут…» Как же так? Журналисты и полиграфисты стараются сделать номер, вкладывают в него массу сил, тратят немалые деньги и все ради чего? Чтобы тираж до подписчика не донесли? Даже в пределах Ленска газеты доставляется на четвертый день. О поселках Витим, Пеледуй и прочих я вообще не говорю. И если такое происходит с районной газетой, то что уж говорить о республиканских и федеральных изданиях? Я думаю, что «Почта России» должна найти какой-то выход из этой ситуации: увеличить штат почтальонов, поднять им зарплату, чтобы наш продукт доходил до людей вовремя. -- В прежние годы у начинающих журналистов было в почете начинать свой профессиональный путь с «районки»: чтобы набраться опыта, «понюхать пороху» и т.д. Едут ли молодые журналисты в район сейчас? -- В прошлом году наш «Ленский вестник» отметил свое 70-летие. И я хорошо помню, что вы начинали свою деятельность именно в этом издании, которое, правда, тогда называлось по-другому – «Ленский коммунист». Несмотря на смену названий суть ее осталась прежней – районная газета, со всеми ее прелестями и проблемами. Помню заголовок, который вы дали своей статье о нашей газете – «Районка помогла поверить в себя». Я не зря вспомнила об этом, потому что районная газета и в самом деле -- отличная площадка для профессионального роста журналиста. Тем не менее с профессиональными кадрами у нас просто беда. Молодые журналисты, которые заканчивают вузы, предпочитают оставаться в городе хоть кем, только бы не ехать в районы. Поэтому у нас в «Ленском вестнике» корреспондент, который закончил в свое время профильный факультет журналистики,  это человек 1948 года рождения. А остальные – люди самых разных профессий, которые зачастую пришли к нам буквально с улицы просто потому, что любят газетное дело. Эту проблема на совещании у президента я тоже постаралась обозначить, сказав о том, что многие районные газеты ностальгируют о государственном распределении выпускников. Не менее важный вопрос – это кадры для типографии. Ведь сегодня большая часть улусных газеты существуют в формате редакционно–издательских объединений. С одной стороны это благо, с другой – огромная проблема. Ведь в Якутии нет учебных заведений, которые бы готовили полиграфистов: печатников, монтажников, переплетчиков и т.д. И наверное, можно было бы где-нибудь в республике открыть курсы подготовки или переподготовки таких кадров. -- Наверное, люди если и отправятся  в районы на работу, то останутся там ненадолго, если не будет квартир… -- Безусловно. Кадровый и квартирный вопросы – неразделимы. И пока не будет каких-то ипотечных преференций или хотя бы трехсторонних соглашений между улусными редакциями, мунипалитетолм и нашим ведомством хотя бы по временному найму жилья для вновь прибывших к нам специалистов, дело с мертвой точки не сдвинется. Но мы – районные журналисты – люди упертые. Постараемся сдвинуть!.. Елена ВОРОБЬЕВА
Наш канал в Telegram