12:55 12.09

Навстречу форуму: «Двигаясь в будущее, надо опираться на прошлое…»

В преддверии республиканского Форума «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии» в Академии духовности РС(Я) был проведен «круглый стол» с приглашением руководителей творческих союзов. Собравшимся были обсуждены вопросы и проблемы, которые работники культуры и искусства предполагают вынести на трибуну форума. В разговоре за «круглым столом» приняли участие президент Академии духовности, народный художник Афанасий Осипов, вице-президент Академии духовности, народный писатель Николай Лугинов, академик, архитектор Станислав Данилов, академик, драматург Василий Харысхал, председатель Союза писателей Якутии, народный поэт, академик Наталья Харлампьева, председатель Союза композиторов Якутии, академик Захар Степанов, председатель Союза театральных деятелей Анатолий Николаев, председатель Союза архитекторов Якутии Николай Алексеев, заместитель председателя Союза художников Василий Амыдаев, заместитель председателя Союза писателей РС(Я) Иван Мигалкин, главный редактор журнала «Полярная звезда» Владислав Доллонов. Н. Лугинов: - Как вы знаете, 27 сентября состоится республиканский Форум духовности, а перед ним – встреча представителей творческих союзов с руководством республики. Поэтому мы должны сегодня обсудить наши позиции, взгляды, главные проблемы, инновационные предложения, проекты творческих союзов и на основе всего этого выработать общую консолидированную платформу. А. Осипов: - Недавно состоялось заседание оргкомитета Форума под председательством Феодосии Габышевой, на котором отчитывались академики Андрей Борисов и я. К этому же заседанию нами было подготовлено информационное письмо. По нему хорошо видно, что Академией и ее действительными членами проводится большая работа по формированию духовного пространства республики. Но, кажется, в отдельных вопросах мы не достигли полного понимания с руководством. В адрес академиков было сделано замечание, что они больше занимаются «личным творчеством», чем общественной деятельностью. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что творчество любого из академиков – дело далеко не личное, он работает не на себя, а на общество.  Художник должен писать картины, музыкант – музыку, писатель – романы. Это и есть самое непосредственное и сильное воздействие творческих лидеров (какими являются академики) на общество, а участие их в так называемой «общественной» деятельности – это уже вторично. С. Данилов: - Надо налаживать более тесные взаимосвязи между творческими союзами, чтобы их позиции в обществе были более сильными, чтобы к ним прислушивались. К примеру, мы не оказываем практически никакого влияния на телевидение. Как архитектор могу сказать, что у нас значительно чаще рекламируются более дорогое жилье и материалы, которые не по карману среднему жителю Якутии, а в то же время, скажем, совсем не идет работа по мансардной застройке, хотя в Европе в мансардах живет четверть всего населения. У нас заявлена программа доступного жилья, но практика строительства идет с ней вразрез. Архитектура и экономика в республике никак не связаны между собой. Люди искусства должны объединяться для защиты не только культурной и интеллектуальной элиты, но и интересов простого народа. А. Николаев: - Как видно из последних отчетов правительства перед населением, народ сегодня волнуют дороги, сельское хозяйство, зарплата. По культуре и духовности никто на встречах ни разу ни одного вопроса не задал. Это опасный синдром. И объясняется он тем, что республиканские власти забыли о работниках культуры и искусства. Руководители федерального уровня тоже говорят об образовании, науке и медицине. Страна теряет свою духовность. Если во времена советской власти культура была ее правой рукой, то теперь мы превратились в обслуживающий персонал на разного рода торжествах министерств и ведомств. В ущерб нашим собственным творческим делам. За пределами республики, благодаря «алмазным» легендам, думают, что мы очень богаты, но мы, работники культуры, - самый ущемленный слой населения по зарплате, гонорарам, жилью. В программу «доступного» жилья не попал ни один работник нашего театра – не позволила зарплата. Поэтому мы и просим улучшения условий. А нас считают «нахлебниками», хотя свою работу мы выполняем на 200 процентов, занимая первые места и по стране, и по миру, формируя лицо республики и авторитет. Не секрет, что у нас много пьянства, преступлений, суицидов, а это все идет от пустоты духовной. Без духовности нет человека – это надо давно понять. В.Доллонов: - Сегодня власть и культура – это параллельные миры. Что касается отчетов правительства, то в первые годы они вызывали живой интерес, а потом все «научились» превращать их в формальность. Я считаю, правильно Иван Васильевич Мигалкин предлагал включать в правительственные делегации представителей творческой интеллигенции. Когда выступление чиновника чередовалось, скажем, с выступлением народного художника Афанасия Осипова, тогда разговор шел бы совсем в другом ключе. Это и было бы содружеством и сотрудничеством власти и культуры. Да и у чиновников при таком общении возникали бы живые искры, рабочие связи складывались бы с творческими людьми. А. Николаев: -  В начале сентября должно пройти первое чтение республиканского Закона «О культуре», но чиновники Минэкономики вычеркнули из него все социально-бытовые статьи. А кому нужен закон без социальных гарантий? Н. Харлампьева: - Да, писатели просят деньги у государства, но не на собственные книги. Вы знаете, что у нас запущена в печать 120-томная серия классиков якутской литературы. Программа рассчитана на 20 лет, часть денег выделена, издано 30 томов, но сегодня эта программа не работает. А она жизненно необходима для необходима для духовного развития народа, для сохранения лучших образцов языка и стиля. А в каком плачевном виде у нас могила Алампы на Вилюйском кладбище – нет никакого сравнения с могилами наркоманов и бандитов! Не государство ли должно заботиться о таких вещих, не перекладывая их на плечи общественных организаций?! Без пригляда и могила Кулаковского в Москве. А ведь именно на прошлое надо опираться, чтобы было будущее. Мы своими силами, совместно с Минмолодежью возродили и провели уже четыре совещания молодых писателей, но это требует дополнительной государственной политики и поддержки. Мы просили и будем просить, потому что думаем о прошлом и о будущем. И еще: сколько приглашений получают деятели культуры и искусства на российские и международные фестивали, литературные, музыкальные и театральные конкурсы, а на что им туда ехать? Никаких целевых программ на этот счет у нашего государства нет. Н.Алексеев: - Высокое искусство никогда не будет рыночным, о нем должно заботиться государство, если, конечно, оно хочет, чтобы это искусство жило и развивалось. Мы же варимся в собственном соку. Наши архитекторы уже четыре года не участвовали в московских выставках, еще дольше – в международных. А ведь мы там представляли не самих себя, а республику. Когда-то у нас было общее правление творческих союзов, были планы, защищались в бюджете республики. Нам и сегодня очень нужна общая структура и общие планы. И самые значимые произведения, работы в любых видах искусств должны в обязательном порядке финансироваться государством. Что касается интереса к искусству в глубинке, то свой слой такого населения есть в любом наслеге и улусе. Весной мы организовали совместный выезд в ближние районы представителей трех союзов – художников, театральных деятелей и архитекторов. И убедились лично, какой это вызывало интерес на местах. Надо запланировать, профинансировать и провести подобные Дни творческих союзов во всех улусах. А.Николаев: - Деньги в республике есть, вот только не всегда они расходуются там, где нужно. Может, я чего-то недопонимаю, но что за праздник – 10-летие наводнения в Ленске, в котором должны участвовать все театры и ведущие творческие коллективы?! На это будут потрачены огромные средства. Во имя чего?! З.Степанов: - Мы, как и остальные творческие союзы, уже давно отрезаны от страны. Последние 10-15 лет Союз композиторов Якутии не получает ни одного рубля гонораров, а раньше на это планировались специальные средства. Сегодня их в Министерстве культуры нет. Таким образом, написанные нами произведения не попадают в государственный фонд и со временем попросту могут быть утеряны. Для новых произведений крупных форм нужны либретто, но писатели их не пишут из-за отсутствия гонораров. Музыканты, певцы, оркестры требуют денег на исполнение. А где нам, композиторам, их взять? Нотные издания тоже требуют средств, и немалых. Я, к примеру, могу сам набрать ноты на компьютере, сделать предпечатную подготовку. А дальше что? Поэтому серьезная музыка начинает медленно умирать, но зато на слушателей выплескивается целый поток низкопробной полуграмотной халтуры. Неужели на ней мы будем воспитывать духовность подрастающих поколений?! Государству давно пора по-настоящему озаботиться этим вопросом. В.Амыдаев: - Говоря о государственной политике в нашей сфере, приходится констатировать, что она осталась в прошлом. Тогда для профессиональных художников были хоть и небольшие, но гарантии, позволявшие думать о творчестве, а не о хлебе насущном. В те годы и был заложен главный фундамент нашего художественного искусства, на котором мы сегодня пока держимся. У молодых теперь все силы идут на быт, а не на искусство, хотя им не так много и надо – небольшие выставки, выезды, общение с коллегами за пределами республики. Потеряли мы немало – творческие дачи, контакты с коллегами из других регионов, рабочие мастерские. Пытаясь выехать на какую-нибудь выставку, унижаешься при обходе чиновников и финансистов так, будто ты делаешь исключительно из собственной корысти, а не в интересах республики. Подходы и позиция некоторых начальников иногда просто поражают! Нужна государственная воля и поддержка. Деньги есть, но они уходят на необязательные вещи, а дела насущные часто неоправданно затягиваются. Так, строительство творческих мастерских на улице Белинского начато еще в 2000 году, но не завершено до сих пор. Сегодня же на 135 профессиональных художников нашего союза в Якутске имеется всего 16 мастерских. А.Осипов: - Госимущество пытается забрать у Союза художников замелю, которая была нам передана еще в 1962 году. Вот вам и взаимоотношения власти и искусства! А. Николаев: - К примеру, в Монголии, не получив вовремя поддержки государства, национальный театр просто умер. У нас в республике, конечно, положение намного лучше, поддержка властей значительно больше, чем во многих регионах России, но и нам надо думать, как сохранить и развивать дальше настоящее искусство, эффективнее использовать имеющиеся возможности. Вместо же этого, мы видим, в последние годы у нас развелось огромное количество карликовых «звезд», которые тянут на себя и распыляют ресурсы. В.Харысхал: - Руководство республики можно понять в том смысле, что ему нужна поддержка интеллигенции. Но мы не нашли точки пересечения. Раньше была сильная идеология, которая управляла всем процессом, а теперь ее нет. Надо выработать общую платформу с властными структурами, установить систему госзаказов, узаконить гонорарную политику. Процесс должен быть обоюдным. Сегодня же доходит до смешного (если бы это не было так грустно), например, при написании пьесы для театра предлагается или проводить тендер, как при строительстве какого-нибудь коровника, или снижать драматургу оплату до величины, при которой проведение тендера необязательно. Конечно же, надо возродить единый координирующий орган творческих союзов и обязательно проводить Дни духовности в районах. Такие дни по линии Академии, с участием всех союзов, надо провести нынче осенью в Амгинском и Горном улусах, и мы уже ведем к ним подготовительную работу. А. Осипов: - Мы не зря инициировали проведение Форума духовности. Вопросы духовности – они сегодня глобальны и остры во всем мире, который потрясают межнациональные, межрелигиозные распри и терроризм. Мир охватил кризис, и это кризис не финансовый, а духовный, потому что причины его лежат в людях, их морали и отношениях к другим членам общества. Сегодня глобализм входит в конфликт с уставами, укладами и воззрениями народов, жившими по ним тысячелетиями. К примеру, Россию в искусстве захлестнул модерн, который отрицает реализм и классику. Это пришло с Запада и к нам в республику в виду так называемых сомнительных «инсталляций» и прочих низкопробных «произведений». «Как это ново!» - восклицает кто-то, забыв или не зная, что Россия переболела этой детской болезнью еще в 1912-1913 годы. Тогда это был протест против мещанства, а что это сегодня? Думаю, разрушение подлинного искусства и в живописи, и в театре, и в музыке. Безнаказанно разрушать эту сферу  нельзя, и мы должны выработать критерии настоящего искусства, развивать его и поддерживать. А.Николаев: - Надо спасать в республике и настоящее профессиональное кино, которое сегодня у нас вытесняется самодеятельностью. Нужен собственный кинофестиваль. Нужна, опять же, господдержка. Последняя статистика не очень-то презентабельна: в прошлом году в Якутии было снято 17 художественных фильмов, а нынче – только один, и на средства самого режиссера… И.Мигалкин: - Мы вернулись во времена Алампы – сегодня я работаю там же, в такой же торговой структуре, где сто лет назад работал он. А произошло это потому, что я по диплому – поэт, но ни в одной редакции теперь нет отдела поэзии. Хорошо, что в «Якутоптторге» отнеслись к этой ситуации с пониманием и взяли меня на работу, чтобы я мог продолжать заниматься творчеством. Было бы замечательно, если бы так поступали руководители и других предприятий. Творческих людей надо поддерживать. Что бы там ни говорили, именно они определяют духовный уровень общества. Н.Лугинов: - Думаю, у нас получился очень интересный и содержательный разговор. Примечательно то, что позиции и взгляды, которые здесь высказывали, оказались практически идентичны, а это значит, они близки к истине. Не зря говорят – лицом к лицу лица не увидать, и многие сторонние наблюдатели, а также не слишком зоркие чиновники не видят, что сегодня нашими художниками, писателями, музыкантами, архитекторами создаются произведения искусства, которые лет через 20-30 станут национальным достоянием, гордостью народа, республики, а то и страны. И было бы правильно, если бы их созидатели хоть в какой-то мере были оценены и поддержаны современниками. А со своей стороны, я уверен, нашим работники культуры и искусства будут продолжать формирование духовного пространства республики и собственным творчеством, и общественными проектами, акциями творческих союзов и нашей Академии.
Наш канал в Telegram