SAKHAPRESS Статья «Из лучших школ выведут середняков», опубликованная на днях в газете «Коммерсант», вновь побудила меня обратиться к теме подхода руководства страны к школьному образованию. Складывается ощущение, что наши дети и внуки станут заложниками очередной реформы образования.
Большинство наших детей и внуков, оказывается, это так называемый «неоптимизированный контингент». По крайней мере, такой вывод следует из интервью президента РАН Александра Сергеева. Как пишет издание, Российская академия наук (РАН) и Министерство просвещения планируют передать около сотни ведущих школ из муниципального подчинения в региональное. По словам президента РАН Александра Сергеева, это необходимо, чтобы учителя смогли сконцентрироваться на работе с одарёнными детьми, а не со среднестатистическими школьниками.
«У нас подавляющее большинство наших лицеев и гимназий, которые входят во все рейтинги, находятся в муниципальном подчинении, – сказал господин Сергеев. – Это значит, что набор детей туда производится из ближайших микрорайонов. То есть учителя вынуждены в итоге ориентироваться на среднего школьника. Интересные программы не всегда удается реализовать, потому что учителя работают на неоптимизированный контингент».
Конечно, за слова о «неоптимизированном контингенте» на президента РАН родителям следовало бы обидеться. Но тут вспомнились перипетии вокруг Якутской городской национальной гимназии «Айыы кыhата» в 203 микрорайоне столицы республики. Конечно, там акцент был другой, что, впрочем, сути проблемы не меняет. Напомню, что долгожданная для сахаязычных горожан гимназия «Айыы кыhата» изначально предполагала национальную концепцию обучения, а жители 203-го выступили против, ссылаясь на закон «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу 1 сентября 2013 года. Там есть статья об обязательном закреплении общеобразовательных организаций за определенными территориями. Также существуют требования СанПиН, согласно которым ребёнок должен посещать школу в шаговой доступности.
Как заявляет президент РАН Александр Сергеев, необходимо изменить статус лучших российских школ, чтобы они «максимально эффективно готовили детей к университету и дальше в науку». Я не против, но считаю, что необходимо найти золотую середину между обучением одарённых детей и, так называемым, «неоптимизированным контингентом». По-прежнему уверен, что сначала необходимо создать примерно одинаковые стартовые условия для обучения всех детей, а уже потом выделять одарённых детей от «неоптимизированного контингента». Тем более, что в Институте образования НИУ ВШЭ утверждают: «Психолого-педагогическая наука не рекомендует с раннего возраста разделять детей по способностям».
Вот такой вот клубок проблем, где каждая сторона права по-своему. Но, как бы там ни было, главное, чтобы наши дети не стали заложниками очередной реформы образования в стране. Хотя, похоже, всё к этому и идёт.
Алексей АМБРОСЬЕВ – Сиэн МУНДУ.
Писатель, переводчик