SAKHAPRESS В эти дни много слышу шовинистических высказываний что врачи-киргизы покупают дипломы, едут работать и из-за них умирают люди и прочие огульные, не подкреплённые фактами бредни.
Известный в Якутии хирург, организатор здравоохранения Нюргун Степанов рассказал о коллеге - талантливом враче из Кыргызстана, который долгие годы работал в Якутии.
"В свете событий этих дней хочу поделиться с вами одним воспоминанием.
В 2007 году я работал в Минздраве Якутии главным хирургом. Одной из обязанностей было укомплектование районов врачами этой дефицитной специальности.
В то время дефицит хирургов был просто катастрофой для многих районов, особенно северных. Не было программы «Земский доктор», главы районов не понимали, что врачам надо предоставлять жильё и социальные льготы, чтобы они оставались и работали. Выпускники нашего института, мягко говоря, не стремились уехать на работу в район, почти все правдами и неправдами оставались в Якутске.
Однажды в мой кабинет зашёл немолодой уже мужчина - киргиз по национальности. Представился - Кубатбек Эссенкулович Тюреканов - врач-хирург высшей категории, выпускник Кыргызского мединститута, выпускник ординатуры Института Хирургии имени Вишневского г. Москва. Документы все в порядке, ещё советского образца.
Он сразу согласился поехать на работу в любой район Якутии. Жиганский был самым проблемным в тот момент и я, созвонившись с главным врачом - Ольгой Герасимовной Захаровой, направил его в Жиганск.
Через год я принимал отчёт по районам и был поражён результатами работы жиганского хирурга. Хирургическая активность (процент прооперированных) выросла с 30 до 90%, рожениц стали оперировать (кесарево сечение) в Жиганске - женщины были очень довольны, что не надо теперь в Якутск ездить на роды. Выполнялись операции высочайшей категории сложности - наложение билиодигестивных анастомозов при блоке, резекции желудка.
Однажды Кубатбек Эссенкулович позвонил мне и стал просить эндопротезы тазобедренного сустава - говорит, есть двое больных, которым их надо имплантировать и он мог бы это сделать, нужны только сами эндопротезы и инструменты. И это все в далекой арктической больничке на пять хирургических коек!!!
Благодарности и отзывы не прекращались - однажды он спас больного с черепно-мозговой травмой - вовремя успешно выполнил ему декомпрессионную трепанацию черепа.
Через два года я перевёл его в Ленскую ЦРБ, потому что такой высококвалифицированный хирург нужен был в более крупной больнице. Главный врач в Ленске все время не забывал благодарить меня за Кубатбека Эссенкуловича. Там он и работал до конца своей жизни. Спас много жизней, подготовил учеников. Была даже публикация в Якутском медицинском журнале.
Умер он в 2014 г. от последствий хронического вирусного гепатита - профессиональной болезни хирургов.
С тех пор я много видел врачей самых разных национальностей - азербайджанцев, армян, украинцев, бурятов, татар, башкиров - работал с ними. Скажу я вам, профессия врача не имеет национальности.
В эти дни много слышу шовинистических высказываний что врачи-киргизы покупают дипломы, едут работать и из-за них умирают люди и прочие огульные, не подкреплённые фактами бредни.
Призываю тех, кто до сих пор не успокоился. Горячие головы, окститесь, остыньте, не следует из-за одного подонка судить целую нацию".
Нюргун СТЕПАНОВ.
Хирург.