SAKHAPRESS Весть о том, что исконно родные места отходят вместе с невестой во владение богачам соседнего улуса, сильно не понравилась людям. Один из них подговорил хорошего охотника и отличного стрелка убить красавицу-невесту.
В глубокую старину, в 17, а может в 18 веке, в одном улусе проживал бай по имени Тэлгэсэ. Он был богач из богачей, однако имел одну-единственную дочь.
Девочка, росшая в родительской любви, выросла и превратилась в необыкновенную красавицу. Слава о красоте байской дочери разнеслась по всей округе, и вскоре в их алас стали наезжать богатые и именитые тойоны со своими наследниками, чтобы посвататься к красавице. Но капризной девушке никто из молодых людей не приглянулся, она всем отказывала. Отец, без ума любивший единственное чадо, не принуждал дочь вступать в брак, если ей не нравился жених.
В один прекрасный день к ним снова приехали сваты, на этот раз богач из соседнего улуса со своим младшим сыном. Парень был хорош собой и понравился избалованной вниманием девушке, и она наконец-то ответила согласием. Обрадованный отец закатил пир на весь мир и дал за дочерью неслыханное приданое – множество богатых травой аласов и множество скота.
По тем временам, да и сейчас, земля – это самое дорогое, чему завидовали люди. Когда весть о том, что исконно родные места отходят вместе с невестой во владение богачам соседнего улуса, сильно не понравилась людям. Более того, вызвала гнев и зависть. И вот один из зажиточных людей этого наслега подговорил одного молодого парня, хорошего охотника и отличного стрелка, но, как говорится, без царя в голове, посулив ему деньги и подарки, убить красавицу-невесту, когда свадебный кортеж будет выезжать из родного аласа девушки.
Наступил день свадебного пиршества. Подружки и многочисленные служанки помогли девушке обрядиться в богатый свадебный наряд. Все гости были поражены ее невиданной красотой и неслыханно богатым убором. Молодой муж, также одетый в нарядную одежду, светился от счастья: не каждому дается жениться на такой красавице и получить такой щедрый калым! Однако, как уже говорилось выше, не все присутствующие на этом пире были довольны, многие просто прятали за лицемерными улыбками зависть и злость.
Наконец пир закончился, и молодые с многочисленными сопровождающими тронулись в соседний наслег. Когда процессия достигла южного ската косогора, девушка обернулась, чтобы в последний раз взглянуть на родной алас, где прошло детство, и попрощаться навсегда с родными местами. И тут ее настигла смерть – парень-стрелок, специально спрятавшийся в листве могучей лиственницы, выстрелил в нее из стрелы и попал прямо в сердце. Девушка тут же свалилась с лошади. Бедная красавица пала жертвой человеческой злобы и жадности.
Через три дня, после того как несчастную девушку предали родной земле, отец Тэлгэсэ бай, потерявший единственную горячо любимую дочь, проклял эти места страшными словами.
«Пусть больше на этом аласе не будет жизни, ни одна женщина, ни одна девушка больше не родится здесь!» - кричал он в гневе.
С тех пор, как говорит народная молва, в здешних местах все рожденные девочки умирали или сразу после рождения, или в раннем младенчестве. Недаром наши предки больше всего боялись и остерегались человеческой зависти и верили, что слова проклятья, сказанные в глубоком отчаянии, всегда сбываются. И старались особо не хвастаться ни богатством, ни другими достоинствами. И особенно старались уберечь от злого, черного взгляда своих подрастающих дочерей.
Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА.
SAKHAPRESS