14:52 10.04

Страшные истории Якутии: Как путник избавил хозяев от сожителя-дэриэтинньикэ

SAKHAPRESS Эта история приключилась с одним путником. В один холодный зимний день мужчина ехал по дороге и немного заблудился. Места были ему незнакомые, так что он долго плутал и наконец выбрался к одному маленькому аласу, где в середине стоял балаган, из трубы которого вился дымок.

Мужчина сильно замерз и очень обрадовался, что нашел на ночь теплый кров, однако поведение хозяев было более чем странным.

Обычно жившие в отдалении от друг друга наши предки радовались приходу каждого человека, тем более, если он приходил с ночевкой и можно было не спеша поговорить о том о сем. Недаром вместо приветствия раньше говорили: «Туох сонун? Кэпсээ» («Какие новости? Рассказывай»).

Хозяева этого балагана почему-то не ответили на его приветствие, ни о чем его не спросили и сами все отмалчивались, на все его попытки разговорить их, только отмахивались руками. Однако, как положено радушным хозяевам, сварили мясо и досыта накормили гостя. Затем хозяйка убрала посуду и, прежде чем уйти спать на свою половину, зачем-то поставила на стол две посудины-кытыйа, наполненные вареной конской грудинкой – ойогос и еще одну большую миску с супом.

Мужчина очень удивился этому, но ничего не спросил, все равно ведь не ответят.

Наконец все: и хозяева, и гость-хоносо - улеглись. Настала ночь. Гостю, несмотря на страшную усталость, не спалось. Странное молчание хозяев (они все как будто чего-то боялись), накрытый к чьей-то трапезе стол – все это сильно насторожило мужчину. Он лежал, делал вид, что уснул, а на самом деле бдительно прислушивался ко всему. И, по якутскому обычаю, положил под подушку острый охотничий нож.

После полуночи со страшным скрежетом отворилась дверь, ведущая в хотон (коровник), и оттуда показалась большая темная фигура, похожая на человеческую, с торчащими во все стороны волосами и в чем-то в меховом. От фигуры явственно исходило страшное зловоние.

Ночной пришелец подошел к столу и одним махом вылил в себя суп, затем, чавкая и издавая утробные звуки, начал глодать мясо.

Наш путник по этому страшному запаху сразу понял, что это не кто иной, как сам абаасы-дэриэтинньик. И, вытащив из-под подушки свой нож, метнул его в чудовище. Тут же раздался истошный нечеловеческий крик, и дэриэтинньик выскочил на улицу и что силы помчался в сторону леса.

Все проснулись, вскочили с оронов. Хозяин подкинул дров в тлеющие угли камелька. Нож, до середины в крови, был воткнут в порог балагана. Выбежавшие на улицу мужчины увидели кровавые следы огромных ног, ведущие в лес.

Заговорившие наконец хозяева не знали, как благодарить случайного гостя, который избавил их от этой страшной напасти – абаасы-дэриэтинньикэ, вот уже какой год сожительствующего с ними и отличающегося нечеловеческой прожорливостью. Он объедал их, уничтожал все их припасы, а если кто подавал голос, то мгновенно съедал этого человека. Потому, боясь гнева абаасы, хозяева молчали. И вот, на их счастье, наконец-то нашелся храбрец, не побоявшийся вступить в схватку с нечистью и сумевший обратить его в бегство.

Такие случаи, когда дэриэтинньики (так якуты называли дух, привидения, обычно вовремя не погребенные покойники, застрявшие между мирами) заселялись в чьем-нибудь доме и не давали житья хозяевам, были часты и присутствуют в якутских преданиях и байках. В случае, если отчаявшиеся люди посреди зимы переселялись в другой алас в надежде, что непрошеный сожитель от них отстанет, даже это не помогало отвязаться от надоедливого абаасы. Тот, как правило, переезжал вместе с ними.

Только случайность, как это произошло в нашей истории, могла помочь навсегда избавиться от такой напасти.

Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА

Наш канал в Telegram