SAKHAPRESS Банда, состоявшая из бывших белогвардейских офицеров, дезертиров и уголовников, захватив прииски «Огонек», «Евканджа», «Светлый», зверски расправилась с представителями местных органов власти, сотрудниками НКВД и совершила крупное хищение золота.
Если армия стоит на страже безопасности страны и народа, то контрразведка — это защита самой армии, ее служба безопасности. И, конечно же, тыла – без эффективной работы которого войны не выигрываются.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась суровым испытанием и для органов безопасности. Неподготовленные к работе в военное время, в условиях острой нехватки кадров, технических средств, им пришлось перестраиваться на ходу. Тем не менее, именно в годы войны проявились лучшие качества работников спецслужб: верность долгу, оперативный риск, эффективность разведывательных и контрразведывательных действий по внедрению в агентурную сеть и систему разведывательно-диверсионных структур противника.
В годы войны чекисты Якутии направляли свои усилия на борьбу с дезертирами, паникерами, вражескими лазутчиками, действия которых могли бы дезорганизовать работу тыла в республике. Наиболее опасными в те годы стали бандитские формирования, возникшие из числа дезертиров и затаившихся на территории Якутии остатков белогвардейцев.
Ценой жизни десятков чекистов Якутии в 1942 году ликвидированы банды Орлова, Коркина в Аллах-Юньском, ныне Усть-Майском районе, Павлова в Алданском. В 1943-1945 годах в Алдане и Якутске были разоблачены агенты немецкой разведки Маркова, Пушмин, Коренной и другие.
Обезвредить врага
Несмотря на то, что боевые действия шли за 8000 километров от Якутии, чекистам пришлось встретиться с совершенно новыми задачами по укреплению тыла, среди которых были обеспечение бесперебойной добычи золота и стратегического сырья, борьба с бандитизмом, выявлением изменников. В архивах ФСБ хранятся сведения, как в июле 1942 года при осуществлении розыска банды Орлова, Бирюкова и Шумилова в Аллах-Юне попала в засаду и погибла оперативная группа лейтенанта Александра Коробова.
Банда, состоявшая из бывших белогвардейских офицеров, дезертиров и уголовников, захватив прииски «Огонек», «Евканджа», «Светлый», зверски расправилась с представителями местных органов власти, сотрудниками НКВД и совершила крупное хищение золота. Оперативной группе под командованием Петра Полынского, своевременно получившей сведения о действиях банды Шумилова, с малыми потерями удалось уничтожить бандитов и вернуть государству свыше 115 килограммов промышленного золота и другие награбленные ценности.
В январе 1942 года в банду Коркина, действовавшую на прииске «Усть-Наталья», под видом связника «нелегальной законспирированной организации», якобы для координации совместных действий, был внедрен сотрудник госбезопасности Мальцев. Операция, разработанная начальником Аллах-Юньского районного отдела НКВД Канасовским и лейтенантом Баранцом, позволила успешно обезвредить эту банду.
Подложный председатель
«В августе 1942 года начался самовольный забой оленей и массовый выход колхозников из колхоза имени XVIII партконференции в Томмотском районе Алданского округа, – рассказывает известный исследователь истории республики Евгений Копылов. – Организатором этого выступления стал сам колхозный председатель Егор Павлов вместе со своим зятем Сысоевым. Кстати, оба они имели уголовное прошлое».
Спустя три месяца Павлов объявил о создании вооруженного отряда из 18 человек. С 22 ноября бандиты приступили к нападениям на магазины, грабежам и уводам скота. 23 ноября бандиты напали на прииск Ключ-Шайтан. Начальник и парторг прииска, возглавив охранников, отстояли контору и кассу, но не смогли пресечь разграбление складов и поджог радиостанции.
Только с одного прииска «Хатырхай» бандиты вывезли свыше семи тонн муки, различных промышленных товаров на сумму более 10 тысяч рублей в золотом исчислении, угнали 20 оленей. Уходя с прииска, сожгли радиостанцию, убили врача местной больницы, пытавшуюся предупредить о бандитском налете. Оперативная группа, сформированная во главе с заместителем начальника окружного отдела младшим лейтенантом госбезопасности Рыбиным, отправилась по следам преступников.
В ходе боевой операции погиб помощник оперуполномоченного Алданского окружного отдела НКВД Дмитрий Давыдов. До службы в органах безопасности он работал председателем сельского исполкома Нимгерканского наслега Алданского района. В Национальном архиве РС(Я) сохранились такие воспоминания земляков о нем: «Был всегда приветлив, доступен, открыт. Особо заботился о тех, кто только вступил в трудовую жизнь. Помогал устроиться на работу, найти свое место в жизни. Ни один сирота не оставался без его внимания – помогал определить в школу, обеспечить материальной помощью».
Конец банды
Получив первые сведения о появлении банды Павлова, Алданский окружной отдел НКВД отправил на ее поиски опергруппу из 22 человек. Половина опергруппы осталась в Хатырхае для охраны схваченного бандита и выявления пособников Павлова. Остальные чекисты двинулись к предполагаемой базе банды в верховьях реки Эппарах.
В декабре 1942 года они неожиданно наткнулись на табор банды и ее обоз. Хотя многие преступники, бросив обоз, большую часть нарт, оленей и оружия, разбежались, продолжать преследование не было никакой возможности из-за наступившей темноты. Утром опергруппа продолжила преследование, и примерно через 30 километров обнаружила следы брошенной стоянки из шести палаток.
При дальнейшем поиске 8 декабря 1942 г. опергруппа попала в засаду, два чекиста были ранены, один из них смертельно. Бандиты оторвались от преследования, но уже не предпринимали никаких активных действий.
Точное местонахождение банды затем выявили с помощью местных охотников Федорова и Васильева, которым Павлов поручил купить спирт. В ночь с 5 на 6 февраля 1943 года бандиты, занятые употреблением алкогольных жидкостей, были окружены и после короткой перестрелки уничтожены. Сам Павлов получил смертельное ранение. Восьмерых задержанных затем приговорили к расстрелу, остальных – к длительным срокам лишения свободы.
И в Алдане были шпионы
В 1944 году в поселке Жатай чекисты во главе с капитаном госбезопасности Казаченко разоблачили карателя и диверсанта Кузьминых, который в 1941 году добровольно сдался в плен фашистам и активно помогал им. На его кровавом счету был не один десяток замученных и убитых советских людей. Кроме того, предатель помог выявить дислокацию партизанского отряда, уничтоженного немецкими карателями в районе города Каменска.
25 января 1945 года Алданским окружным отделом НКГБ ЯАССР была арестована гражданка Маркова, проживавшая под другой фамилией. Весной того же года суд приговорил ее к смертной казни с конфискацией имущества. Как свидетельствуют хранящиеся в архиве материалы этого уголовного дела, в октябре 1941 года Маркова работала на сооружении оборонительного рубежа под Таганрогом и в период отступления советских войск умышленно осталась на станции Матвеев Курган, дабы попасть на оккупированную немецкими войсками территорию.
Зимой 1941 года онa начала сотрудничать с оккупантами, выявляя среди работников железнодорожной станции подпольщиков, партизан. По указанию немецкого командования Маркова проникала в тыл Красной Армии, на военные объекты, затем в установленное время, в период авианалетов, подавала световые сигналы немецким бомбардировщикам. Правосудие настигло Маркову в Алдане.
Бунт «блатных»
Хотелось бы поведать еще об одном малоизвестном факте из работы чекистов. Как известно в августе 1953 года заключенным была объявлена массовая амнистия. Тогда из тюрем и лагерей наряду с политическими было отпущено значительное количество уголовников. Как вспоминает ветеран войны и органов госбезопасности Егор Петрович Тимофеев, в то время мимо Олекминска шел пароход с амнистированными заключенными. Около 300 человек разоружили охрану и вооружившись большим количеством автоматов, винтовок, ушли в лес.
А произошло вот что: будучи в местах лишения свободы, заключенные разделились на два враждующих лагеря: «блатных» и «сук» – заключенных, сотрудничавших с администрацией лагерей. Амнистированных поэтому везли раздельно. ЧП произошло, когда буксир ушел за продуктами в Олекминск. В это время «блатные» обезоружили охрану, убили одного из сотрудников и начали поливать автоматной очередью вторую группу заключенных. В результате погибло 11 амнистированных. Жертв было бы больше, но нашелся смельчак, который разрубил топором канат, соединяющий баржи. Одну из них течением отнесло вниз.
Взвинченные, разъяренные кровопролитием и задержкой парохода, уголовники грозили учинить бунт. Естественно, они торопились домой. Обстановка накалилась. Тем временем для проверки обстоятельств происшествия и предотвращения возможного бунта из Якутска с ротой солдат прибыл заместитель министра МГБ ЯАССР Иван Ахчагныров. Сразу же по прилету он приехал на площадь в центре Олекминска, где собрались амнистированные. Толпа готова была разорвать его на куски. Но чекист, не мешкая, один направился в самую гущу зеков.
Ивану Федотовичу удалось провести разумную, тактично построенную беседу, тем самым расположив к себе «бунтовщиков». Толпа успокоилась. Немного позже баржи с амнистированными отправились по назначению. Непредсказуемое развитие событий было предотвращено…
Георгий СПИРИДОНОВ
На фото: Первый набор практикантов в Управление НКВД ЯАССС. В первом ряду справа Иван Ахчагныров (1936 г.); изъятое у банды Павлова оружие