SAKHAPRESS К радости поклонников отечественного кинематографа приз зрительских симпатий в этом году достался российскому фильму: победу праздновала Любовь Борисова и ее картина «Надо мною солнце не садится».
Очередной успех якутского кинематографа на 41-м Московском международном кинофестивале стал очевиден уже в первые дни работы киносмотра, когда уважаемый в России и хорошо известный якутянам российский гуру большого экрана Кирилл Разлогов сказал, что вряд ли второй год подряд якутская картина завоюет главный приз. Патриарх отечественной кинокритики как всегда был честен – это была простая констатация очевидного факта.
Напомню читателям, что именно он заявил в прошлом году, что на «Оскар» от России выдвинут картину «Собибор», хотя он предпочел бы видеть там якутский фильм «Царь-птица». То, как Кирилл Эмильевич отзывался о ленте Любови Борисовой – без никаких снисходительных ноток на режиссерский дебют, на то, что эта картина сделана в дальнем от Москвы и Питера регионе, сразу поднял рейтинг якутского фильма. Думаю, что не только в моих глазах.
Вот, например, одна рецензия: «К радости поклонников отечественного кинематографа приз зрительских симпатий в этом году достался российскому фильму: победу праздновала Любовь Борисова и ее картина «Надо мною солнце не садится». Победа в этой номинации дорога тем, что это единственная награда, судьбу которой решает не профессиональное жюри, а обычные зрители.
Трогательный якутский фильм о старике и юноше не оставил никого равнодушными: зрители выходили из зала со слезами на глазах. Критики дали картине восторженные отзывы, порекомендовав ее к обязательному просмотру.
«Это искреннее, сияющее чудо от первого до последнего кадра», — отметили зрители.
Фильм «Надо мною солнце не садится» помимо Приза зрительских симпатий получил еще три престижные награды в рамках ММКФ. Картина покорила сердца азиатских критиков NETPAC, назвавших ее лучшей, а также стала лауреатом премии «Ключ к сердцам зрителей», присваиваемой интернет-ресурсом ПрофиСинема».
После того, как вчера увидел картину на большом экране, просто нет слов. Одни эмоции. Теперь понимаю, почему с огромным отрывом якутская лента завоевала приз зрительских симпатий и приз кинокритиков.
Люба Борисова изначально писала сценарий под Степана Петрова – о нем сказано очень много, поэтому повторяться не буду. Вот достаточно яркий пример: «Фильм к претензиям в легкомысленности очень уязвим. Щадить и защищать его я не буду, хотя якуты вполне достойны того, чтобы вообразить себе в кино слезливый мир, полный наивной нежности и нежной наивности.
Хорошего отношения особенно достоин артист Степан Петров, который снялся пока только в двух фильмах (из известных за пределами Якутии), но ему нужно успеть поскорее выдать какое-нибудь государственное звание вроде заслуженного артиста, пусть даже хотя бы только Республики Саха. Именно он для меня и тех редких зрителей, которые следят за якутским кино извне, — символ этой скромной индустрии, тонкий, ветхий актер, способный сходу заменить дедушку не только экранному мальчику, но и заэкранному зрителю. Как Вечный дед из «Сибириады» Кончаловского, он живет где-то там далеко в лесу, и встреча с ним каждый раз облагораживает и восхищает. Вот хотя бы ради еще одной роли Петрова стоило снимать и смотреть эту картину».
Правда, здорово сказано!
А вот наш новый актер Иван Константинов заслуживает отдельных слов. Хочу подчеркнуть, что режиссер и оператор поняли, что он может играть «лицом». Этот дар дан не всем актерам, но оператор Семен Аманатов понял, что таким даром надо пользоваться – его крупные планы, по десять – двенадцать секунд, где на экране только лицо и где Ваня выражает эмоции лишь глазами – это настоящий шедевр якутского кинематографа. Боюсь перехвалить мальчика, но эти кадры достойны мировых картин.
Кстати, орел для якутов, как и для многих народов мира, является священной птицей, кроме того, у саха он олицетворяет солнце, которому поклонялись наши предки. И потому глубоко символично, что в названии двух первых якутских триумфаторов Московского международного кинофестиваля присутствуют эти слова – «Царь-птица» и «Надо мною солнце не садится». Хотя, конечно, автор последнего фильма – Любовь Борисова, вряд ли думала о подобном символизме.
И, конечно, хочу сказать ещё одно. Если к прошлому триумфу якутского кино я имел отношение в том смысле, что сделал перевод субтитров, то к нынешнему прямое отношение имеет мой сын. Отрывок из интервью автора фильма Любушки Борисовой:
«Фильм снят по мотивам повести «Каменный мыс» якутского писателя Николая Лугинова. Из неё мы взяли линию старика, потерявшего дочь. Вторая составляющая сюжета — история парня, который испытывает проблемы с отцом и скорбит по ушедшим из жизни матери и бабушке. Эта линия родилась, когда я слушала песню нашего композитора Моисея Кобякова «Старые фотографии».
Мне она давно нравилась, в ней есть некая драматургия, там речь идёт о покойных родственниках (матери и бабушке). Из песни пришёл образ этого мальчика и появилось виденье фильма. Туда же влился старик из «Каменного мыса» и всё само-собой получилось. Потом я узнала, что стихи к песне написал один из моих друзей — Алексей Амбросьев-младший, тоже якутский кинорежиссёр. Это его личная история, он во многих своих фильмах обыгрывает подобные мотивы. В общем, я совместила две истории — из повести и песни».
Я горжусь сыном! Алеша, поздравляю, это и твой успех!
Фильм однозначно состоялся, это огромное событие для якутского кинематографа – это наш грандиозный успех, и надо, чтобы в этом году Якутский международный кинофестиваль обязательно был проведен.
Браво, Любушка! Ты доказала всем, что якутское кино – это всерьез и надолго.
Алексей АМБРОСЬЕВ - Сиэн Мунду
Писатель, переводчик