SAKHAPRESS Путевые заметки этносоциолога: Об итогах IV Международного пресс-тура якутских журналистов в Казахстан.
Неделю назад группа якутских журналистов-профессионалов и общественников, вернулась из Республики Казахстан в родную Якутию, полная впечатлений, набравшись положительного опыта от увиденного и услышанного.
Маршрут пресс-тура был предложен казахскими коллегами и всем понравился тем, что включал посещение крупных мегаполисов: новой столицы РК г. Нур-Султана (Акмолинская обл., Северный Казахстан), культурной (прежней) столицы Алматы (одноименная обл., Юго-Восточный Казахстан), г.г. Шымкент и Туркестан (Южно-Казахстанская обл.), с посещением исторических и культурных достопримечательностей, объединяющих судьбу и историю двух братских народов - казахского и якутского.
Впервые за четырехлетнюю историю ежегодного мероприятия в нынешнюю команду вошли молодые журналисты арктического региона - Мария Апполонова и Иван Саввинов из Жиганска, расширился состав коллег из НВК «Саха». Каждый год меняется число членов делегации (под рук. Бочкаревой Г.А.), но основной костяк из 7-8 представителей СМИ республики, сохраняется. Главная идея проекта, инициированная Союзом журналистов РС(Я), остается неизменной и поддерживается не только соратниками по линии общественной организации, но и принимающей стороной.
В прошлом году мне в составе делегации якутских журналистов в это время посчастливилось впервые побывать в экзотичной Монголии, увидеть своими глазами контрасты природы, методов ведения хозяйства, успешное сочетание традиций и новаций. Убедиться на деле какими семимильными шагами развивается страна номадов, умеющая дружить со всем миром и привлекающая для своего развития инвестиции разных государств со всего мира…
Отличие нынешнего пресс-тура состоит в том, что сама программа посещения новой страны была не только супернасыщенной, но и составлена по лучшим канонам казахского гостеприимства. Во-первых, сама госпожа Баян Рамазанова, ответственный секретарь СЖ РК, не просто сопровождала, а опережала нас с помощью самолета по всему маршруту поездки и подготавливала нам почву для очередного горячего, дружественного приема.
Нигде у нас в России, тем более в Якутии, я не видела, чтобы делегацию журналистов встречали на таком высоком официальном уровне… Мы воочию убедились в том, что в Республике Казахстан очень уважительно относятся к самому председателю СЖ РК, его супруге, ответственному секретарю организации, председателям областных и городских СЖ РК, к представителям СМИ в целом, поскольку на журналистов возложена огромная миссия по формированию современного имиджа Республики Казахстан в мировом сообществе.
Казахстан и другие республики Средней Азии пришлось посещать волею судеб неоднократно в советское время, на заре перестройки и после… Столицу Нур-Султан (б. Астана) довелось увидеть впервые. Поражает размах, масштабы, величие, архитектура…
Ни один квартал в мегаполисе нельзя спутать с другим: нам рассказали, что Нурсултан Назарбаев собрал лучших архитекторов мира и они воплотили в жизнь свои проекты, поэтому существуют квартал арабский, турецкий и т.д.
В нашей памяти город Нур-Султан запомнится как воплощение самых смелых замыслов, ставших возможными благодаря обретению Независимости. Ранее нам из разных источников он был известен как центр евразийского культурного диалога, переговоров глав известных мировых держав, где принято немало исторических судьбоносных решений, направленных на укрепление согласия и стабильности в мире. Впервые среди стран СНГ в столице РК проводится Международная специализированная выставка ЭКСПО, подтвердившая высокий авторитет Казахстана в мировом сообществе (некоторым из нас удалось посетить эту грандиозную выставку). В столице нам, северянам, пришлось восхищаться не только сроками возведения города-миллионника за какие-то 25 лет, но и бережному отношению местного населения к окружающей среде, людям, особенно старшему поколению, независимо от цвета кожи, разреза глаз…
Редко какая столица мира может гордиться таким символом не только города, но и всего народа как Байтерек, сохраняющего свои исторические, казахские корни и устремленного в будущее. Сегодня у всего мирового сообщества данное сооружение вызывает стойкие ассоциации не только со столицей, но и со всей страной. Байтерек – грандиозный монумент, олицетворяющий собой представление казахского народа о мироздании. Согласно преданию, Байтерек – древо жизни, к которому стремится священная птица Самрук, укрывающаяся в его высокой кроне, где откладывает золотое яйцо – Солнце, дающее жизнь и надежду. В это время, у корней древа затаился голодный дракон Айдахар, желающий съесть яйцо. Так представлена вечная борьба добра со злом.
Монумент Байтерек был открыт в 2002 году, и стал знаком нового этапа в жизни народа Казахстана. Структура башни (105 м высота) символизирует три основы мироздания – подземный, земной и небесный миры. На глубине четыре с половиной метра находится нижний уровень (кафе, аквариумы и мини-галерея). Высота наземной постройки 97 м (символизирует год провозглашения новой столицы - 1997 г.). Металлическая конструкция башни весом более 1000 тн стоит на 500 сваях. На самой вершине находится огромный шар из стекла (диаметр 22 м, вес 300 тн). Архитектор проекта - известный Норман Фостер.
Для посещения стеклянного шара мы поднялись в панорамных лифтах на высоту 86 м, где располагается панорамный зал, в центре которого установлен деревянный глобус с 17-ю лепестками, подписанными представителями мировых религий. Все члены делегации приложили руки к «Аялы - Алакан» - оттиску ладони первого президента РК Н. Назарбаева – символу бережного отношения казахстанского народа к миру и покою на нашей планете и загадали желание.
Здесь же увидели Астану с высоты «птичьего полета» - современный деловой район на левом берегу Ишима, и уютные районы с площадями на правом берегу реки.
Нас удивляло, что при каждом посещении учреждения или организации, построенного с участием государства, будь то школа, детский сад, музей, театр и др. на первом плане виден государственный флаг, гимн и высказывание (цитата) первого Президента РК, внесшего непосредственный вклад в развитие социальной инфраструктуры страны (и не только). И это думаю стратегический ход, поскольку придает торжественности тому случаю, когда человек посещает храм культуры, образования или науки, развитию которых государство придает огромное значение и возлагает большие надежды на их будущее.
Журналисты Казахстана подарили нам всем билеты в Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» на балетный спектакль «Дон Кихот». Само здание снаружи (64 тыс. кв.м), ансамблевая площадь перед театром (ок. 9 га) уже создают атмосферу праздника, но, когда переступаешь порог театра, ощущение такое, что ты попадаешь в волшебное царство. Посетителя встречают с улыбкой девушки-казашки модельной внешности в единой форме с национальной символикой, все блестит-сверкает, интерьер театра тоже в национальном стиле, все очень торжественно…приходят на ум от восторга и великолепия только высокие чувства…
Театр построен с учетом лучших классических традиций мирового зодчества, при этом в архитектуре театра подчеркнут казахский национальный колорит; его техническое оснащение отвечает мировым стандартам. Впервые он распахнул свои двери для посетителей около шести лет назад (2013 г.) по инициативе первого Президента РК.
Зрительный зал рассчитан на 1250 чел., площадь главной сцены театра - 935 м. В репертуаре театра (как и нашего) представлены произведения мировой оперной и балетной классики: «Аида» Дж.Верди, «Кармен» Ж.Бизе, «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Спартак» А.Хачатуряна, «Собор Парижской Богоматери» Р.Пети и др. В репертуаре «Астана Опера» наряду с классикой ставятся произведения выдающихся национальных композиторов – оперы «Абай» А.Жубанова и Л.Хамиди, «Кыз Жибек» Е.Брусиловского, балет «Карагоз» на музыку Г.Жубановой и др. Спектакли идут в постановке таких знаменитостей, как Фр. Дзеффирелли, Ю. Григорович, Б.Эйфман, М. Панджавидзе. Театр гордится приглашением выдающегося сценографа Эцио Фриджерио и художника по костюмам – обладателя премии «Оскар» Франки Скуарчапино и др., выступлением на его сцене звезд мирового музыкального искусства: Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Елена Образцова, Валерий Гергиев и др.
Постановка самого балета «Дон Кихот» (с применением новых технологий), сценография, игра артистов, где казалось бы нет второстепенных ролей, работа костюмеров, гримеров, дух творчества, атмосфера добра и высокого искусства – таким мы увидели и ощутили Государственный театр оперы и балета «Астана Опера»… Любовь и уважение к своим зрителям театр выражает еще и тем, что он доступен для посещения всех социальных групп населения, в том числе и лиц с ограниченными возможностями. Для них в театре сформирована “безбарьерная среда” (широкие дверные проемы, безопасные пандусы, специальный лифт и др.) - атрибуты безопасного и максимально комфортного просмотра спектаклей и концертов.
В Шымкенте региональный Союз журналистов специально для нашей группы с приглашением еще и молодых военнослужащих организовал просмотр национального спектакля «Карагоз», вошедшего в золотой фонд казахской драматургии (по драме Мухтара Ауэзова). Премьера спектакля в областном Казахском драматическом театре имени Ж.Шанина, который является одним из старейших театров РК (год основания - 1934 г.), состоялась год назад.
Спектакль посмотрели на одном дыхании, игра актеров завораживала (чем-то сродни нашему театру им. П. Ойунского, показалось), без перевода мы поняли пронзительную историю любви и разлуки, борьбы чувства и долга, личного и общественного, конфликт традиций и внутренних устремлений… Конфликт старшего и молодого поколения и на чаше весов приходится выбирать между любовью и обычаем предков. Невозможность перешагнуть через закон «Семи предков» приводит к трагедии… После просмотра спектакля к нашей группе присоединились режиссер-постановщик бессмертного сюжета, художественный руководитель и директор театра: им интересно было выслушать наше мнение, мнение со стороны зрителя…Где еще такое увидишь или услышишь?
Из средств массовой информации мы знали, что на сцене театра было поставлено огромное количество шедевров национальной и мировой классики, все они получили положительные оценки и внимание со стороны многочисленных зрителей и театральных критиков, творческие успехи театра отмечены наградами и премиями престижных театральных конкурсов и фестивалей, поэтому театру было присвоено имя режиссера, драматурга, одного из основателей казахского профессионального театрального искусства Жумата Шанина.
Наш творческий дух мы, расставаясь, скрепили общим осуохаем, запевалой которого, как всегда в поездке, была наша Марта Николаева. Нам казалось, что под сводами театра он прозвучал, очень мощно, убедительно и объединял наши родственные народы в едином порыве жить мирно, пришелся по духу творческому коллективу казахских деятелей культуры…
Саргылана БАИШЕВА,
этносоциолог, член СЖ РФ
Фото Светланы ПАВЛОВОЙ (СВФУ) и Валентины ПЕТРОВОЙ (НВК САХА)
Продолжение следует