SAKHAPRESS 50 лет назад в Якутии разбился переполненный детьми вертолет, перевозивший их во время паводка. Причиной трагедии стал банальный перегруз — машина взяла вдвое больший вес, чем предусмотрено по паспорту.
«Валико, восемь было, один баран куда делся?» — с этой известной фразы начинался культовый советский фильм «Мимино», в котором одним из главных героев помимо Вахтанга Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна выступил известный советский вертолет Ми-2. Это один из самых массовых вертолетов в мире (свыше 5400 единиц), который выпускался в Польше и до сих пор используется во многих странах.
Паспортная вместимость этого вертолета действительно составляла всего восемь человек — один пассажир справа от пилота и семь мест в пассажирской кабине, поэтому человеку, знакомому с ним, сложно представить себе 28 человек, загруженных в эту тесную машину.
Однако именно столько пассажиров оказались в вертолете ровно 50 лет назад, когда с Ми-2, исправно трудившимся на местных авиалиниях СССР уже восемь лет, произошла первая и самая крупная по числу жертв авиакатастрофа.
Случилось это вечером 29 мая 1969 года в Олекминском районе Якутской АССР, у поселка Даппарай. Поселок находится на берегу реки Лена, напротив него — протяженный остров Кыллах.
Весной 1969 года из-за паводка произошло подтопление острова Кыллах, его жители были временно эвакуированы на другой берег, в село Даппарай. Когда вода спала, людей было решено вернуть обратно на остров при помощи вертолета.
В тот день в районе работал Ми-2 Маганского Объединенного авиаотряда Укутского управления гражданской авиации под управлением командира Бориса Ипполитова и штурмана Анатолия Нечаева.
Экипаж Ипполитова выполнял полеты по патрулированию лесов и обслуживанию районной паводковой комиссии. Днем вертолет пять раз летал по району для определения точек будущего бомбометания по затору льда в районе острова Кыллах. После этого по заданию паводковой комиссии экипаж был направлен на работы по переправке ранее вывезенного населения из Даппарая.
Вертолет приземлился у берега Лены, и командир приказал штурману контролировать посадку людей, не допускать их приближение к хвостовому винту, и разрешил посадить в вертолет одного взрослого и не более 15 детей дошкольного возраста. Однако Нечаев за посадкой не следил и не сообщил руководившим операцией милиционерам о максимальной загрузке вертолета. Несмотря на то, что в вертолете оказались трое взрослых и 19 детей и машина взлетела со значительной перегрузкой, полет закончился благополучно.
Отсутствие контроля за посадкой перед вторым рейсом привело к тому, что в вертолет набились уже 26 пассажиров — 7 взрослых и 19 детей. Перегрузка составила 475 кг.
Вертолет с трудом оторвался от земли, завис на высоте полуметра, развернулся и начал набирать скорость в сторону реки, до которой было всего 12 метров.
Долетев до обрыва, вертолет потерял так называемую воздушную подушку, — эффект, хорошо знакомый всем вертолетчикам. Он заключается в увеличении подъемной силы вблизи поверхности земли благодаря уплотнению воздуха под несущим винтом.
Потеряв таким образом часть подъемной силы, вертолет просел, задев хвостовым винтом за берег реки, в результате чего винт разрушился. Машина начала вращаться влево, рухнула на лед, опрокинулась на левый борт и спустя 10 минут затонула.
В результате погибли 25 пассажиров вертолета: 6 взрослых, 8 школьников и 11 детей дошкольного возраста.
Ипполитову и Нечаеву удалось покинуть тонущий вертолет, также спаслась еще одна женщина, по неподтвержденным данным, она была воспитателем местного детского сада.
Известно, что Ипполитов был молодым пилотом, четыре года назад закончил Сасовское летное училище и имел налет 1976 часов, из них на самолете Як-12 1168 часов, на вертолете Ми-1 705 часов, а самостоятельный налет на Ми-2 — всего 7 часов.
«Расследованием установлено, что за время учебы в летном училище и работы в ЯУГА пилот подвергался серьезным дисциплинарным взысканиям (выговор за употребление спиртных напитков и снятие с летной работы за посадку вне полосы)», — говорилось в материалах дела.
Кроме того, установлено, что Ипполитов по «своим деловым и моральным» данным вообще не мог привлекаться к самостоятельным вылетам, а его подготовка проведена с нарушениями, однако посылать на такие работы было просто некого — пилотов не хватало.
Непосредственной причиной авиакатастрофы стало грубое нарушение экипажем требований наставлений по производству полетов, выразившееся в недопустимой перегрузке и выборе неверного направления взлета. О дальнейшей судьбе экипажа и уцелевшей женщины достоверно неизвестно.
На одном из якутских интернет-форумов приводятся воспоминания очевидцев трагедии. Одни говорят, что пилотов заставляли взлетать с перегрузом местные жители чуть ли не под угрозой оружия, другие — что выжившим пилотам едва удалось избежать линчевания на берегу от обезумевших родителей.
«А спасшуюся воспитательницу сильно после этого невзлюбили, и она была вынуждена переехать в другую деревню, — написал один из пользователей. — Били всех, и пилотов, и воспитательницу».
Как бы то ни было, известно, что пилот до суда не дожил, он умер при невыясненных обстоятельствах во время следствия (в 80-е годы ходили слухи, что покончил с собой), а штурман был осужден на восемь лет.
Это крушение стало одной из крупнейших вертолетных катастроф в СССР, похожая случилась 14 декабря 1992 года, когда при эвакуации из осажденного абхазского города Ткварчели в сбитом вертолете Ми-8 погибли свыше 80 человек, преимущественно дети.
Павел КОТЛЯР.