SAKHAPRESS "Лодка" ориентировочно могла быть потеряна с 1937-го по 1940-й годы.
Буквально на днях на границе Кобяйского и Верхоянского районов Якутии участники поискового отряда ветеранов авиапоиска республики было найдено место крушения первой советской летающей лодки и останки лётчиков.
По словам одного из участников этой экспедиции, сотрудника ДОСААФ Якутска Сергея Черных, эта поисковая экспедиция вылетела из столицы республики неделю назад. Как утверждали местные жители, где-то в этом районе находились останки крушения «Авиакобры».
Сергей ЧЕРНЫХ: — Этим же составом мы 10 лет назад ходили в подобную же экспедицию. Тогда мы нашли место крушения самолёта А-20 «Бостон». В составе этой нашей поисковой экспедиции находились ветераны авиапоиска Якутии. Идея таких экспедиций появилась у ветерана авиации республики Виктора Мазуренко, он был организатором этой августовской экспедиции. Вот и в этом году мы полетели на поиски пропавших самолётов.
На границе Кобяйского и Верхоянского районов мы отыскали место крушения первой советской летающей лодки МП-1. Это неожиданная была для всех нас находка! На месте были обнаружены части военного самолёта, а также останки лётчиков, которые мы перезахоронили на горе. На самом деле мы искали совершенно другой самолёт Н-40 – это тоже была летающая лодка, но немецкая. Она могла садиться как на воду, так и на землю. А тут мы нашли нашу, советскую летающую лодку! Это редкая находка! Скажу откровенно, мы не верили, что мы её отыщем.
Сейчас мы по архивным документам усиленно ищем информацию и об этой лодке и об её экипаже. "Лодка" ориентировочно могла быть потеряна с 1937-го по 1940-й годы.
Справка:
3 мая 1932 года состоялся первый полёт гидросамолёта, открывшего эру массового производства «летающих лодок» в нашей стране. Разработкой такой машины занялся выпускник авиационного отделения кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института, молодой 28-летний инженер Георгий Михайлович Бериев. В 1931 году он приступил к проектированию самолета МБР, «морского ближнего разведчика». В разработке проекта Георгию Бериеву помогал и Дмитрий Григорович, первый создатель отечественных гидросамолетов. Опытный экземпляр «летающий лодки» Бериева был собран в начале 1932 года и получил индекс МБР-2. Весной разобранный гидросамолёт по железной дороге доставили в Севастополь для морских и воздушных испытаний.
Гидросамолёт МБР-2 был принят на вооружение нашего флота и авиации. Серийное производство этой «летающей лодки», вооружённой 4 пулеметами и 600 кг бомб, началось на авиационном заводе в Таганроге. Помимо военного варианта производилась и пассажирская модификация МБР-2, известная под индексом МП-1. Пассажирские варианты «морского ближнего разведчика», оборудованные шестью креслами в комфортабельном салоне, в 30-е годы прошлого века широко использовались на Крайнем Севере и в районах Сибири, изобилующих реками и озерами, где трудно было найти место для сухопутных аэродромов.
Алексей Евставьев
Фото: alex.evstafiev