14:45 23.08

В этом году исчезнувшему якутскому городу Зашиверску исполняется 380 лет

SAKHAPRESS В 1883 году была последняя эпидемия черной оспы в этом районе, большинство населения ее не пережило, город перестал существовать.

История древнего города Зашиверска начинается с 1639 года, когда енисейский казак Посник Иванов с отрядом служилых людей достиг Собачьей реки и ниже ее знаменитых каменных порогов-шиверов, примерно на 870-м километре от устья реки, построил зимовье. Это поселение по своему географическому положению занимало центральное место среди всех новых зимовий и острожков на севере Якутии- оно располагалось посреди «Юкагирской землицы», которая по словам П. Иванова, была «людна, а Индигирская река рыбна; в Юкагирской землице соболей много; и в Индигирь-реку многие реки впали, а всем тем рекам живут многие пешие и оленные люди; да у юкагирских же людей серебро есть».

Зашиверск стоял на перекрёстке жизненно важных путей сообщения. По Индигирке плавали до самого «Студеного» моря и по его берегу плыли до Колымы и Чукотки, сухопутная же дорога от Якутска на Колыму («царская дорога») пролегала также через Зашиверск. Это та самая дорога, по которой проезжали в свое время друг Пушкина А. Матюшкин, путешественники Ф. Врангель, Г. Сарычев и другие выдающиеся люди. Зашиверский острог из года в год становился многолюднее и оживленнее. Здесь отряды казаков, служилые и «охочие» люди останавливались на отдых, получали снаряжение, пополняли запасы продовольствия и боеприпасов. Отсюда отправлялись осваивать новые земли С. Дежнев, М. Стадухин. Для освоения новых земель Якутское воеводство организовало местную администрацию.

В 1700 году здесь была сооружена Спасская церковь, которая стала центром распространения христианства на северо-востоке Сибири. Одним из первых священников в этой церкви был Алексей Слепцов, сын сосланного в Якутскую ссылку коменданта Москвы Ивана Слепцова.

В 1783 году Якутская провинция была превращена в область Иркутского наместничества. Она состояла из Якутского, Олекминского, Жиганского, Зашиверского уездов. Зашиверск острога превратился в уездный город, началась новая глава истории этого заполярного поселения. Город становится административным центром. Которому подчинялась огромная территория бассейна низовьев Лены, Верхоянского хребта. В Зашиверске появились земский исправник, земский суд, городская ратуша, питейные заведения. Город стал отстраиваться. В то время он считался крупным населенным пунктом. Городские чиновники начали выполнять важные поручения правительства.

Огромную роль в жизни заполярного города, дремавшего от однообразной жизни, играли ежегодные ярмарки, проводимые здесь в начале декабря. По преданиям, на них с драгоценной пушниной собирались со всех концов этого края люди тайги, лесотундры и тундры. Навстречу им из ворот крепости выходили купцы в красочных одеждах, разукрашенных разноцветным ярким бисером, они несли на продажу различные изделия из железа, а также «огненную воду». Затем православный священник и шаман, каждый по своему, благословляли разложенные на снегу товары, после чего начиналась торговля. Предприимчивые купцы привозили из якутска металлические изделия якутских и русских кузнецов, в которых очень нуждались юкагиры и эвены. Русские торговцы привозили также одежду, бисер, табак, муку, сахар, ткани. Кочевники и оседлые якуты, занимавшиеся охотой, сбывали на ярмарке драгоценные меха пушных зверей (соболей, лисиц, белок, колонков), а также кабарговую струю, мамонтовую кость. Для населения, скучавшего от отсутствия увеселительных заведений, ярмарки становились красочным представлением. Это были лучшие годы процветавшего тогда города.

С конца XVIII века из-за хищнического истребления пушного зверя сокращается поступление ценных мехов, уменьшается и число кочевого населения. Горожане, лишенные медицинской помощи страдали от частых эпидемий. В архивных документах тех лет появляются сообщения об эпидемиях оспы и кори, в результате город постепенно терял свое экономическое и административное значение. В 1803 году по указу о сокращении количества уездов и штатных городов Сибирского края в этот список попал и Зашиверский уезд, все административные учреждения котрого были перенесены в Верхоянск. В 40-е годы XIX века Зашиверск представлял собой жалкое зрелище. В 1883 году была последняя эпидемия черной оспы в этом районе, большинство населения ее не пережило, город перестал существовать.

Прошли годы, десятилетия. Здания, составляющие некогда процветающий город, постепенно ветшали, гнили, превращаясь в бугры заросшие бурьяном, сливаясь с окружающим ландшафтом. Но на этом печальном фоне смерти и запустения, как символ вечности и красоты, как вызов времени как память о былом, история и природа сохранили для потомков удивительное по красоте и чистоте первозданности прекрасное произведение древнерусского зодчества – Спасо-Зашивесркую православную церковь, с которой были связаны расцвет Зашиверска, самые насыщенные страницы его немногословной, но по своему яркой летописи.

И спустя полтора столетия после безлюдья и заброшенности на древнюю землю Зашиверска пришли люди – участники экспедиции Сибирского отделения Академии наук СССР под руководством академика А. Окладниколва, которые произвели обмер церкви, провели археологические раскопки, обследовали дельту Индигирки. И в начале 70-х годов Спасо-Зашивесркая церковь, как последняя сохранившаяся шатровая деревянная церковь Сибири, единственный в своем роде памятник древнерусской архитектуры во всем пространстве от Урала до Тихого океана, от Кижей до Индигирки была разобрана и перевезена в формирующийся тогда историко-архитектурный музей под открытым небом близ Новосибирского Академгородка.

В этом году древнему городу Зашиверску исполняется 380 лет, в связи с юбилеем запланированы ряд мероприятий. С 19 по 23 августа в Момском районе проходят торжественные мероприятия. В октябре запланирована научно-практическая конференция с участием краеведов, общественников, археологов, ученых, студентов, преподавателей, в рамках конференции пройдет фотовыставка и выставка архивных документов, сообщает Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия.

Иллюстрация из открытых источников

Наш канал в Telegram