SAKHAPRESS Молодая удаганка рожает не одного, а сразу троих детей, причем первый плод оказывается вороненком, второй – щукой, а третий – окунем. Вот по третьему детенышу окуню (окунь – по-якутски алысар) ее и прозвали Алысардаах.
У наших предков-язычников шаманы пользовались неизменным уважением и авторитетом. Нередко именно такой человек, обладающий магическим даром, становился предводителем целого улуса. К примеру, шаман Кэрэкээн, который по праву считается предводителем таттинских якутов. Особое место в ряду таких людей занимали женщины-шаманки, или удаганки, которые часто превосходили в своих чарах мужчин.
Одна из самых известных и сильных удаганок – это, без сомнения, знаменитая Алысардаах удаган, о которой народная молва сложила немало легенд. В миру ее звали Анна Павлова, это реальная историческая личность, проживавшая в конце 19 века.
По воспоминаниям современников, она была женщиной довольно высокого роста для якутки, статной и сильной, с красивым благородным лицом с тонкими чертами, с роскошной гривой волос. Родилась она в наслеге Мукучу ныне Кобяйского улуса, близ знаменитого своей рыбой озера Ниджили.
Как вспоминали старожилы наслегов Люксюгюн и Арыктаах, она была сироткой, когда поселилась в местности Люксюгюн у одной одинокой старушки. И это время она вдруг сильно заболевает, буквально находится между жизнью и смертью, лежит, не вставая с постели несколько месяцев. Старушке-хозяйке девушка признается: мол, ее каждую ночь одолевают бесы-абаасы, которые заставляют ее стать удаганкой, а она не соглашается…
Проходит какое-то время, болезнь не отступает, в конце концов ей ничего не остается, как согласиться. После обряда «эттэтии» (посвящения в шаманки) она выздоравливает, встает на ноги, но неожиданно обнаруживает, что забеременела неизвестно от кого. В положенное время девушка отправляется рожать в тайгу и берет с собой старушку-хозяйку, чтобы она помогла ей разродиться. Та идет с ней и видит, как молодая удаганка рожает не одного, а сразу троих детей, причем первый плод оказывается вороненком, второй – щукой, а третий – окунем. Вот по третьему детенышу окуню (окунь – по-якутски алысар) ее и прозвали Алысардаах.
Зиму Анна перезимовала в Люксюгюне, где в то время проживали в основном два рода – Кычкины и Докторовы: первый род занимался разведением коров и лошадей, второй - охотой и рыболовством. В этом наслеге она и стала практиковать свой дар, занималась лечением больных, которые все выздоравливали. Вскоре слух о ее чудесном даре разнесся по наслегу, и к ней стали обращаться и самые богатые люди наслега. Так она вылечила богача Кычкина.
С наступлением лета на наслег обрушилось большое несчастье: начался падеж скота от неизвестной болезни. Люди обратились за помощью к молодой удаганке. Та им в ответ: «Скот пожирает непохожий на земное животное огромный бык пестрого окраса. От его зловонного дыхания коровы и лошади падают замертво. Не знаю, смогу ли одолеть это страшное животное, но ради своих земляков попытаюсь». И приказала собрать всех оставшихся животных в одной местности Ар5аа Ётёх. Вечером все жители, от мала до велика, также устремились к этой местности, чтобы своими глазами лицезреть борьбу удаганки с таинственным быком.
Шаманка, облаченная в свою самую нарядную одежду, попрощалась с земляками и, встав на четвереньки, стала бороться со страшным зверем. В воздухе стали слышны звуки, как будто два быка стучат рогами в жестокой схватке. Затем раздался душераздирающий крик девушки и стук тела о землю. Зрители бросились на помощь и, подняв на руки лежащую в глубоком обмороке шаманку, понесли ее в юрту. С тех пор мор скота прекратился, а имя шаманки Алысардаах прогремело далеко за пределы наслега и улуса.
После этого случая девушка возвращается в родной Мукучу и лечит уже там. И не только лечит, но и находит пропавших людей.
Так, однажды в наслеге пропал пятилетний мальчик. Как потом вспоминал сам ребенок, он играл возле своего дома, когда к нему подошел совершенно раздетый мальчуган его возраста и позвал в лес по ягоды. Как раз тогда поспела брусника. Он и пошел за этим мальчиком в лес.
Ягод действительно было великое множество. Он очень быстро наполнил свой маленький туесок и собрался домой. Стал звать того мальчика, но того и след простыл. Тогда он пошел наугад по лесу и заблудился, стал плакать, звать на помощь, но ему отзывалось только эхо.
Наплакавшись, малыш заснул под лиственницей. Наутро снова стал ходить по лесу в поисках дороги домой, но снова ничего не нашел. На третьи сутки заметно похолодало. Утром его разбудил огромный ворон, который сидел на суку напротив него и смотрел прямо в глаза. Мальчику захотелось поймать его, и он пошел за птицей, пока не услышал крики людей, которые, видимо, искали его. Увидев людей, мальчик стал убегать, но его быстро поймали, и один из мужчин, взвалив его на спину, понес домой. На подходе к деревне к нему кинулась заплаканная мать.
Как оказалось, когда объявили о его пропаже, жители наслега первые сутки искали его самостоятельно, но не нашли. На второй день кто-то вспомнил об удаганке. И родственники помчались к ней (удаганка к тому времени была уже в возрасте). Та отругала, что сразу к ней не обратились, и время немного упущено, но все же решила совершить обряд – «керююлэниии». Она заперлась в свой каморке-хаппахчы. Не успели ожидавшие люди раскурить по трубке табака, как шаманка обрадовала, что мальчик жив и спит под упавшей лиственницей, завтра к полднику сам придет домой. И приведет его ее сын Ворон. Так и случилось, как предсказала шаманка.
Мальчик тот вырос, выучился и стал комсомольским работником, работал вторым секретарем Кобяйского райкома комсомола. И с глубокой благодарностью вспоминал тот случай, когда его спасла знаменитая удаганка Алысардаах.
И это только один из множества случаев, скольким людям великая женщина вернула здоровье, надежду на жизнь, скольких спасла от неминуемой смерти!
Можно верить или не верить в чудесную силу шаманов и удаганок, но, тем не менее, все это было, это очевидные факты. И нам остается только благодарить природу, что такие люди когда-то жили среди наших предков и облегчали их тяжелую жизнь в то далекое время.
Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА
SAKHAPRESS