SAKHAPRESS В парламенте Якутии 5 ноября 2019 года проведен круглый стол на тему «Повышение доступности закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)».
Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Игорь Григорьев подчеркнул, что госзакупки вносят очень большой вклад в развитие экономики, перераспределяя значительные финансовые ресурсы бюджетной системы среди хозяйствующих субъектов.
«Система госзакупок может решать различные государственные задачи, это и поддержка экспорта и стимулирование экономического роста, поощрение и развитие малого, среднего предпринимательства в стране. По итогам 2018 года в системе госзакупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд было размещено извещений общим объемом 8,3 трлн рублей, что составляет 8% от валового продукта РФ», - отметил парламентарий.
По его словам, самый основной закон, с которым работают специалисты данной сферы – это ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который постоянно претерпевает изменения: «У нас местные производители не могут конкурировать с большими структурами. Хотелось бы, чтобы 10-20% от общих сумм госзакупок, проводимых в республике, приходилось на их долю», - сказал народный депутат.
Доклады представили заместитель министра финансов Якутии Алена Неустроева, заместитель министра предпринимательства, торговли и туризма Максим Прокопьев заместитель министра сельского хозяйства Василий Афанасьев, директор Центра закупок Республики Саха (Якутия) Николай Яковлев, председатель комитета по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия) Сардана Павлова.
Как сообщила Алена Неустроева, в 2019 году в целях правового регулирования сферы закупок правительством Якутии было принято 9 нормативно-правовых актов, направленных на своевременную реализацию положений и требований федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок и повышения эффективности региональной системы закупок республики.
В частности, для поддержки субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) на уровне республики, ежегодно устанавливались минимальные пороговые значения закупок у СМП, СОНКО (начиная с 2017 года) в размере от «не менее 25%» и «не менее 40%» в 2019 году.
Установление в 2018, 2019 годах доли порога для СМП, СОНКО в размере не менее 40% было принято во исполнение Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы. Также распоряжением правительства Якутии от 10.04.2019 для повышения доступности СМП в закупках устанавливался ряд условий. К примеру, принятие региональным кабмином ежегодных мер об установлении конкурентных способов на оказание услуг связи, доступа к сети Интернет (за исключением общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи) привело к снижению количества нарушений. Ранее закупки на указанные услуги осуществлялись заказчиками путем заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В целом, анализ закупок у СМП, СОНКО отразил положительный рост объема таких закупок, доля которых в 2012 году составляла только 5,7% и увеличилась до 40,4 % в 2019 году, а среднее количество участников закупок в одной процедуре возросло с 1,6 в 2012 году и до 2,8 в 2019 году.
Были проведены различные виды семинаров, посвященные изменениям федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе и для субъектов малого предпринимательства республики.
В рамках осуществления полномочий по контролю в сфере закупок за период 2018 года и отчетный период 2019 года были проведены проверки в отношении 38 заказчиков, осуществляющих закупки для государственных нужд республики, выявлено более 45 нарушений статьи 30 ФЗ-44 и были приняты соответствующие меры, направленные на устранение указанных нарушений.
С 1 октября 2019 года планирование закупок осуществляется посредством формирования, плана-графика по новым «единым и простым» правилам, утрачено право субъекта федерации регулировать планирование закупок региона, а также в новой форме плана-графика отсутствует требование об указании информации об ограничениях, связанных с участием в закупке только СМП, СОНКО в соответствии со ст.30 ФЗ-44.
Замминистра отметила, после вступления в силу с 1 января 2014 года ФЗ-44 было принято более 60 федеральных законов о внесении в него изменений, что вызывает определенные сложности у заказчиков и у СМП, СОНКО.
Заместитель министра предпринимательства, торговли и туризма Якутии Максим Прокопьев рассказал о повышении доступности закупок для субъектов малого среднего предпринимательства. Он сообщил, что для создания благоприятной среды по участию местных производителей в закупках товаров, работ и услуг для нужд республики Центром закупок РС (Я) 5 августа 2019 года запущена подсистема закупок малого объема «WEB-Маркет закупок». Это региональная информационная система в сфере закупок, где размещена витрина местных производителей для заказчиков, осуществляющих закупку товаров, работ и услуг на государственные (муниципальные) нужды, а также на нужды отдельных видов юридических лиц. Проект представляет собой единое информационное пространство, удобное для взаимодействия заказчиков и поставщиков при осуществлении закупок малого объема в пределах 100 тысяч и 400 тысяч рублей как для государственных, так и для нужд юридических лиц Республики Саха (Якутия).
В целях информированности субъектов малого и среднего предпринимательства также работает портал portal.b14.ru. Здесь есть вся актуальная информация по поддержке малого и среднего предпринимательства. Для информирования заказчиков о продукции местных поставщиков и обоснования начальной максимальной цены при размещении закупки, а также продвижения продукции местных производителей в разделе «Сделано в Якутии» приведен перечень местных товаропроизводителей.
Народные депутаты республики Елена Голомарева, Алена Атласова, Павел Петров, Владимир Чичигинаров, Василий Местников, Михаил Гуляев задали ряд уточняющих вопросов. Парламентарии отметили сложности в части лекарственного обеспечения арктических улусов, отсутствие единого контроля и мониторинга за закупками, проводимыми в муниципальных районах, невозможность участия представителей малого и среднего бизнеса из-за завышенных требований, например, к получению оптовой лицензии.
В целом, в ходе обсуждения участники круглого стола подчеркнули, что правовое регулирование контрактной системы остается нестабильным и недостаточно системным. Несмотря на все меры поддержки, представителям малого и среднего бизнеса сложно конкурировать с крупными организациями. Практика показывает, что пришло время внести изменения во многие процедуры.
Вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев призвал обратить внимание на качество и контроль за проводимой работой в сфере госзакупок, учесть особенности арктических, северных районов республики, их ценовую политику. «Разговор проходит не в первый раз, многие замечания повторяются из года в год, в связи с чем необходимо сделать подробный анализ по всем направлениям и подвести конкретные итоги с тем, чтобы понять в каком направлении работать дальше», - отметил он.
В заключительном слове председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Игорь Григорьев отметил, что по итогам круглого стола будет принят проект рекомендаций, в который включат все предложения.
Пресс-служба Ил Тумэна