SAKHAPRESS Постоянный комитет Госсобрания (Ил Тумэн) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости под председательством Владимира Чичигинарова 8 ноября 2019 года рассмотрел законопроект «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Участие в заседании приняли народные депутаты республики Антонина Григорьева, Алена Атласова, Оксана Михайлова, Сулустаана Мыраан, Мария Христофорова, Любовь Явловская, Аркадий Семенов, члены правительства, руководители и представители профильных министерств и ведомств региона.
Законодательную инициативу Главы Якутии – законопроект «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» представил министр финансов Валерий Жондоров.
По его информации, основные параметры госбюджета Якутии составят: по доходам – 179 млрд 333 млн рублей в 2020 году, 187 млрд 242 млн рублей в 2021 году и 175 млрд 872 млн рублей в 2022 году; по расходам – 180 млрд 331 млн рублей, 188 млрд 240 млн рублей и 176 млрд 871 млн рублей соответственно. Дефицит планируется на уровне 998 млн рублей на три года.
Прогнозируемый объём госдолга республики и объём рыночных заимствований в 2020-2022 годах будет находиться в рамках ограничений, установленных Бюджетным Кодексом РФ. Параметры госбюджета сформированы по 26 государственным программам, направленным на достижение шести стратегических целей и непрограммной части.
Как сообщил министр, достигнутые в 2019 году соотношения оплаты труда специалистов образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и других бюджетных сфер, увеличение минимального размера оплаты труда, индексация фондов оплаты труда категорий работников бюджетной сферы, не попадающих под действие Указов Президента РФ, будут сохранены на прогнозный индекс инфляции с 1 октября в размере 3%.
Бюджетные ассигнования по госпрограмме «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» в 2020 году запланированы в объеме 22 млрд 777 млн 650 тыс. рублей или с увеличением на 1 млрд 775 млн 480 тыс. рублей по сравнению с утвержденным планом на 2019 год.
Увеличение объемов программы в 2020 году по сравнению с утвержденным первоначальным бюджетом 2019 года составило 2 млрд 634 млн 483,4 тыс. рублей. В частности, 578 млн 641,1 тыс. руб. выделено в связи с распределением средств из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение».
Дополнительные средства в размере 2 млрд 55 млн 793,3 тыс. руб. предусмотрены в связи с распределением федеральных средств на строительство второй очереди Республиканского кардиологического диспансера в Якутске, в рамках реализации мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в связи с финансовым обеспечением исполнения обязательств по соглашению государственно-частного партнерства по реализации объектов социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения в соответствии с установленной плановой потребностью, начиная с 2020 года.
План финансирования согласно законопроекту на 2021 год по государственной программе составит 22 млрд 443 млн 752 тыс. руб. или увеличен на сумму 1 млрд 441 млн 582 тыс. руб. по сравнению с утвержденным планом на 2019 год.
Бюджетные ассигнования по государственной программе «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» в 2020 году запланированы в объеме 17 992 039 тыс. рублей, или с уменьшением на 566 682 тыс. руб. по сравнению с утвержденным планом на 2019 год.
Планируется увеличение объемов программы в 2020 году по сравнению с утвержденным бюджетом 2019 года (первоначальным) в сумме 540 947,9 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования по государственной программе «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» в 2020 году запланированы в объеме 1 млрд 172 млн 969 тыс. руб. или с уменьшением на 28 млн 155 тыс. руб. по сравнению с утвержденным планом на 2019 год. Уменьшения средств запланированы в связи с распределением бюджетных ассигнований в новую государственную программу «Содействие занятости населения в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», а также в связи с сокращением расходов на содержание органов государственной власти, в целях соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.
План по законопроекту на 2021 год по государственной программе составит 1 млрд 174 млн 752 тыс. рублей или уменьшен на сумму 26 млн 372 тыс. руб. по сравнению с утвержденным планом на 2019 год. Уменьшение объемов программы в 2021 году по сравнению с утвержденным бюджетом 2019 года (первоначальным) планируется в сумме 26 млн 372,2 тыс. рублей. Средства будут сокращаться также в связи с распределением бюджетных ассигнований в новую государственную программу «Содействие занятости населения в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» и сокращением расходов на содержание органов государственной власти региона.
План финансирования по законопроекту на 2022 год по госпрограмме составит 1 млрд 174 млн 770 тыс. рублей. По сравнению с утвержденным планом на 2019 год сумма уменьшена в размере 26 млн 354 тыс. рублей. Средства будут сокращены в связи с распределением бюджетных ассигнований в новую госпрограмму «Содействие занятости населения в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» и расходов на содержание органов государственной власти в 2021 году.
После продолжительного обсуждения законопроекта о бюджете на заседании постоянного комитета народные депутаты республики внесли ряд предложений.
В частности, парламентарии предложили предусмотреть индексацию фондов оплаты труда категорий работников бюджетной сферы, не попадающих под действие Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», от 28 декабря 2012г. №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на прогнозный индекс инфляции с 1 января 2020 года в размере 3%.
Основанием стала индексация фондов оплаты труда «прочих» категорий работников бюджетной сферы на прогнозный индекс инфляции с 1 октября 2020 года в размере 3%, предусмотренная в проекте закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
При этом Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2018 года № 310 «О Концепции совершенствования системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) на 2019-2024 годы» на I этапе реализации концепции предусматривается проведение мероприятий по увеличению фонда оплаты труда прочих категорий работников, не предусмотренных указами Президента Российской Федерации. На II этапе предусматривается ежегодная индексация заработной платы, повышение уровня реального содержания заработной платы обеспечение объективно обусловленной дифференциации в оплате труда.
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации повысится с 1 января 2020 года. Рост МРОТ составит 7,5% в сравнении с существующим размером, что значительно выше прогнозных значений уровня инфляции.
Кроме того, заработная плата «прочих» категорий работников бюджетной сферы, не предусмотренных Указами Президента Российской Федерации, повышалась ежегодно не с 1 октября, а с 1 января (1 января 2018 года на 4% и 1 января 2019 года на 4%). Если отложить повышение на 1 октября нарушится порядок ежегодной индексации заработной платы. Периодичность индексации увеличится с 1 года до 1 года и 9 месяцев.
Также предложено предусмотреть межбюджетные трансферты из государственного бюджета региона на выплату разницы между районным коэффициентом к заработной плате, установленным республиканским законодательством и федеральными законодательными актами в размере 0,2468, который составляет 2 368,9 млн рублей.
При определении размера субвенции Федерального фонда ОМС на реализацию Территориальной программы ОМС, в расчет средневзвешенного районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате применяется 2,285, рассчитанный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012г. № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».
При этом законом республики от 18 мая 2005 г. «О размерах районного коэффициента и северной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)» установлены размеры районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате для лиц, работающих в государственных учреждениях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), средний размер которых составляет 2,5318.
В настоящее время заработная плата работникам учреждений здравоохранения за счет средств ОМС начисляется и выплачивается с учетом районного коэффициента, установленного республиканским законодательством в размере 2,5318, тогда как субвенция Федерального фонда ОМС, передаваемая бюджету территориального фонда, рассчитана с учетом районного коэффициента, установленного федеральными нормативными правовыми актами в размере 2,2850. Законодательно источник выплаты разницы между районным коэффициентом к заработной плате, установленный республиканским законодательством и федеральными законодательными актами в размере 0,2468 не определен, который составляет 2 368,9 млн рублей.
Народные депутаты республики считают важным сохранить финансирование на оказание санитарно-авиационной медицинской помощи. По госпрограмме «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» в 2020 году в связи с уточнением запланировано уменьшение объемов финансирования по данному направлению на 415 млн 947,2 тыс. рублей, что приведет к значительному сокращению санитарных рейсов.
В Якутии 13 из 34 муниципальных районов относятся к арктическим. Среднее расстояние от центральной районной больницы до врачебной амбулатории или ФАПа составляет в среднем 100 км. В более чем 200 населенных пунктах оказание экстренной медицинской помощи возможно только с использованием санитарной авиации.
Также было внесено предложение сохранить бюджетные ассигнования по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия), так как дефицит финансирования увеличит износ зданий, приведет к закрытию отдельных лечебных учреждений.
Постоянный комитет Госсобрания (Ил Тумэн) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости поддерживает принятие проекта закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в первом чтении при учете данных предложений.
В рамках повестки также были рассмотрены законопроект «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», проект постановления Госсобрания (Ил Тумэн) «О проекте рекомендаций парламентских слушаний «О мерах по реализации в Республике Саха (Якутия) Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 года в части решения задач по снижению уровня бедности», проект рекомендаций круглого стола «Об упорядочении сети учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия)».
Рассмотрены проекты федеральных законов «О внесении изменения в статью 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в части уточнения категории пенсионеров, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно), «О внесении изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (в части обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями независимо от их имущественного положения), ряд обращений народных депутатов других субъектов РФ. Утверждён план работы постоянного комитета на 2020 год.
Пресс-служба Ил Тумэна