SAKHAPRESS Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии Петр Гоголев принял участие в круглом столе «Законодательное обеспечение развития малой авиации», которое провел 26 ноября комитет Совета Федерации по экономической политике.
В мероприятии под руководством председателя комитета Совета Федерации Андрея Кутепова приняли участие председатель комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров, заместитель председателя комитета СФ по экономической политике Михаил Пономарев, члены СФ, депутаты Государственной Думы, представители Министерства транспорта СФ, Министерства промышленности и торговли РФ, региональных органов государственной власти, организаций-эксплуатантов, экспертного сообщества.
Участники круглого стола обсудили вопросы совершенствования законодательства в сфере развития воздушного транспорта в регионах, обновления авиационного парка малой авиации, финансирования объектов эксплуатации, безопасности полетов и аэропортов.
Без авиации общего назначения сдерживаются многие экономические процессы развития регионов
Андрей Кутепов отметил, что без авиации общего назначения сдерживаются многие экономические процессы развития регионов, люди не получают дополнительных полноценных транспортных услуг. «Этот дефицит особо остро ощущается в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Да и в средней полосе малая авиация может принести огромную пользу».
Сенатор предложил рассмотреть проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования деятельности авиации общего назначения)», разработанного Минтрансом России: «Нужно определить не вошедшие в него законодательные нормы, выработать предложения по их внесению в законодательные акты. Далее нам стоит рассмотреть состояние парка авиации общего назначения, подготовить предложения по его обновлению. Следует также определить, что необходимо сделать для повышения эффективности использования легких и сверхлегких воздушных судов в различных видах их применения».
Участники заседания отметили, что в последние годы получила широкое распространение практика осуществления полетов с пассажирами в целях извлечения прибыли при эксплуатации легких и сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения в отсутствие сертификата эксплуатанта и лицензии – так называемые экскурсионные полеты. Зачастую воздушные суда эксплуатируются без сертификатов летной годности. Все это ставит под угрозу безопасность экипажа, пассажиров и третьих лиц.
Одной из проблем является отсутствие возможности своевременного получения сертификатов летной годности на единичные экземпляры воздушных судов, а затем и сертификата эксплуатанта и лицензии. Предъявляемые повышенные требования для получения крупными авиапредприятиями сертификата эксплуатанта в значительной степени необоснованно высоки для так называемой «малой авиации». Это оказывает негативное влияние на ее легальное развитие.
Для устранения этих проблем Министерство транспорта РФ разработало указанный законопроект, который направлен на создание условий для государственного регулирования деятельности авиации общего назначения в интересах не только отдельных граждан, но и общества и государства, интенсивного развития и повышения уровня безопасности полетов, повышения мобильности населения, особенно в труднодоступных районах, и сокращения нагрузки на федеральный бюджет за счет сокращения субсидий.
Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев отметил, что с первых дней образования Якутской АССР руководители республики ставили задачу организации регулярного воздушного сообщения с Транссибирской магистралью, установления связи северных улусов с Якутском.
«Развитие воздушного транспорта, аэропортов, создание воздушных судов, отвечающих современным требованиям безопасности и эффективности, по-прежнему актуальны для нашей республики. При отсутствии альтернативы воздушному транспорту уровень авиационной подвижности на местных направлениях в 3 раза ниже, чем по России – 0.287 поездок в год на жителя Якутии при российском показателе 0.791», - сказал Петр Гоголев.
Он отметил, что в целях повышения транспортной доступности республика инициирует рассмотрение на федеральном уровне вопросов субсидирования авиаперевозок как на межрегиональных маршрутах в соответствии с действующими правилами, так и на внутрирегиональных. Речь идет о разработке и внедрении постановления в соответствии с поручением председателя правительства РФ.
«Необходим учет существующих особенностей эксплуатации парка воздушных судов при создании самолета для региональных перевозок», - сказал спикер якутского парламента.
«Одним из злободневных вопросов является вопрос организации перевозок на внутриулусных маршрутах на расстояния 200-500 километров. Так, на расстояния до 200 км на 28 маршрутах в 2019 году перевезено 4,2 тысячи пассажиров, на расстояния 200-500 км на 80 маршрутах перевезено 19,2 тыс. пассажиров», - сказал Гоголев.
По его словам, сейчас в республике выполняется 163 внутриулусных социально значимых маршрута, выполняемых на судах типа Ан-2/3, Ми-8/8МТВ, Л-410, Pilatus PС-6 авиакомпаниями «Полярные авиалинии», «АЛРОСА». За последние 5 лет перевезено в среднем по 36 тыс. пассажиров в год.
«Необходимо отметить, что спрос не удовлетворен в связи с недостатком финансирования из бюджета. Рейсы дотируются в связи с высокой себестоимостью летного часа эксплуатируемых воздушных судов», - подчеркнул спикер якутского парламента.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Якутии внесло в Госдуму РФ проект федерального закона о внесении изменения в статью 114 Воздушного кодекса Российской Федерации в части определения перечня авиационных работ. Проект рассмотрен комитетом Госдумы РФ по транспорту и строительству, но рекомендован к отклонению.
«Отсутствие развитой инфраструктуры, большие расстояния между населенными пунктами, малонаселенность региона формируют аналогичный запрос по развитию воздушного транспорта и в Магаданской области, Красноярском крае. Для решения вопросов развития малой авиации в коммерческом секторе необходимо изменение законодательства, поэтому мы готовы поддержать законодательную инициативу депутата Госдумы РФ Веры Ганзя», - сказал Петр Гоголев.
По итогам обсуждения подготовлен проект рекомендаций круглого стола «Законодательное обеспечение развития малой авиации». В частности, правительству РФ предлагается рассмотреть возможность разработки и утверждения государственной программы развития авиации общего назначения, предусмотрев в ней механизмы стимулирования отечественного производства легких и сверхлегких воздушных судов, систему подготовки летного и технического состава для них, развитие наземной инфраструктуры обеспечения полетов, механизмы привлечения инфраструктуры в эту сферу.
Пресс-служба Ил Тумэна