«Каждый слышит, как он дышит» (Б.Окуджава)
SAKHAPRESS Я простой, обычный зритель, даже не театрал. Это всего лишь мое видение, не претендующее на абсолютную истину.
Когда прочитала сюжет спектакля » hyyма», возникло чувство неприятия депрессивного содержания (два персонажа из четырех совершают суицид) и символичности четырех персонажей. Старик-эвенк, помнящий о былой свободной жизни, с многочисленным стадом оленей, кочующим не по чьему-то указанному маршруту, а по своему выбору по своей земле, имеющий неразрывную связь с Матерью-Природой. Немая девушка Ия — МИР и Я (представители малочисленных народов). Немая, не имеющая права голоса, так жаждущая любви, уважения и понимания. Парень якут, сирота, не знающий своих предков, потерявший связь со своим родом, но жаждущий вернуться и узнать. Русский, сбежавший из мест заключения и покончивший с собой, не желая возвращаться в тюрьму.
Если бы только драматургия без хореографической постановки, спектакль был бы беднее, интерпретировался бы более однозначно. Благодаря прекрасной хореографии Евы Кузьменко он стал объемнее, выразительнее, красивее, целомудреннее и доступнее молодежи.
Философия человечества, предназначения жизни и торжество любви благодаря силе духа, благоговения не только перед жизнью, глубокое, сокровенное уважение без разделения на национальности, генетическое, глубоко заложенное умение видеть прежде всего Человека в человеке, жизнь в гармонии с природой и с собой, любовь ко всем, как к собственным детям - основная нить спектакля.
Несмотря на всю трагичность сюжета торжествуют жизнь и любовь. Вдох-выдох, вдох-выдох hээдьэ (национальный круговой танец эвенов), обычно представляемый как танец радости, веселья сопровождает весь спектакль, все глубже и осознанней, все выше и легче шаг танца, возносящего к небесам.
Спектакль получился очень глубоким (за каждой сценой, каждым монологом подспудный смысл, вопросы Бытия Человечества, ничего лишнего). Спектакль достигает сердца, разума каждого в этом безумном, безумном мире потребления и золотого Тельца.
Огромная благодарность Творцам спектакля: автору С. Ермолаеву, режиссеру С. Потапову, хореографу Е.Кузьменко, художнику Е.Шапошниковой и прекрасному, талантливому ансамблю «Гулун», всему коллективу театра и бесконечно талантливому, боевому руководителю театра Л. Никитиной.
Спектаклю большую дорогу и сцену.
Наталья ВАСИЛЬЕВА
газета Илкэн