SAKHAPRESS Благодаря уважаемой Александре Михайловне, я стал участником знаменательного события в современной истории России – на Первом Всероссийском съезде шаманов с международным участием в городе Кызыле (Тува), состоявшегося 10 июня 2018 года.
Это большое событие в моей жизни. Считаю, что все, что происходит в жизни – не зря. И это событие имеет свою предысторию. В 2017 году, с подачи моего друга Степана Попова – Айыы Сиэн, я принимал участие в презентации книги Александры Михайловны Григорьевой «Юрта мира» в Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия).
Александра Михайловна - Президент Международной общественной организации коренных народов "Юрта Мира", гражданка Канады, доктор по медицинской антропологии, автор трех монографий Александра Григорьева – личность в научной среде известная. Большой патриот своей Республики. Она является автором 24-й статьи Декларации коренных народов ООН, в которой говорится о том, что коренные народы имеют право на свою традиционную медицину и сохранение своей практики. И именно, меня интересовало медицинская сторона вопроса. Когда работал над переводом на якутский язык анатомических терминов, изучал соответствующую литературу. Имя Григорьевой А.М. там стояло в первых рядах, факты, изложенные в ее научном труде “Народная медицина якутов”, гласили, что у народа саха испокон веков существует систематический взгляд на анатомию человека и животных. Я углубил это положение и показал, что можно построчно перевести на якутский язык Международную анатомическую номенклатуру, не нарушая ее порядок и вид.
Пока опубликован перевод свыше 2000 терминов. Так вот, мне захотелось увидеть и услышать живую легенду якутской медицины. Презентация книги “Юрта мира” прошла на “Ура”. Александра Михайловна подкупила меня святой простотой и энергетикой, что я решился идти на встречу в более тесном кругу, у народной артистки Осиповой Марии Гаврильевны, ныне, к сожалению, покойной. Вот там и пришла идея поучаствовать во Всероссийском съезде шаманов в Тыве, где будут происходить выборы Верховного шамана России. Будучи членом Экспертной комиссии ГД РФ по комплементарной медицине (читай – народной + научной) я не мог отказаться от предложения Александры Михайловны и поехал в Тыву, вместе с ней.
Кызыл – небольшой город, меньше Якутска, на вид. Он сохраняет старинный вид, низкоэтажный, уютный, утопающий в зелени. Облеплен вокруг деревенского вида домами пригородом. Там, в пригороде, и происходил тот съезд. Но, до съезда мы провели важную встречу с общественностью столицы в Республиканской библиотеке имени А.С. Пушкина. Презентовали книгу Александры Михайловны «Юрта мира», которая прошла, как всегда, очень интересно. Было много вопросов. Особенно выделялся совсем молодой уранхаец интеллигентного вида. Как оказалось, ученик 9 класса, который прямо очень заинтересовал Александру Михайловну. Поговорив с ним, она заключила, что из этого юноши получится толковый научный работник и благословила на дальнейшие успехи. После презентации дали сеанс методов диагностики и лечения народными методами, который не оставил равнодушным его участников. Разошлись друзьями, очень довольные друг другом.
Теперь о съезде. В пригороде Кызыла, прямо во дворе частного дома расставлены скамейки, на специальных стойках висят шаманские одежы, самые различные, начиная с классических куму, обвешанных металлическими штуками различной формы и конструкции до дох из бурой медвежьей шкуры. Они надеваются через голову, просовывая ее прямо в полость, образованную плоскими металлическими ребрами. Ну, прямо роба такая, с весом, эдак, с пуд и больше. И бубны различные, колотушки самой различной формы висят тут же. Зрелище, прямо сказать, колоритное... По двору ходят множество людей, мужчин и женщин самого разного возраста, национальностей. Хотя, больше лиц азиатских, но много славян. Все в мирской одежде, некоторые с длинными волосами, обвешанные амулетами и талисманами. Присутствуют множество журналистов с камерами и без. То там, то тут они занимаются своей работой, берут интервью. Поодаль женщины тувинки готовят тушки барашков в котлах на костре. Кстати, говорят, что в Конституции Республики Тыва записано, что шаманизм является традиционной религией народа, наряду с буддизмом, христианством. Поэтому, в школах его изучают, в учреждениях здравоохранения не припятствуют практике шаманов, они лечат, даже оказывают скорую помощь...
И вот, заседание началось. В президиуме восседает Верховный шаман Тывы Кара Оол – Допчун Оол, мужчина пожилого возраста в национальном костюме. По обе стороны – делегации шаманов с самых разных регионов. Есть даже из Германии, Латвии, не говоря уже о Москве. Когда дали слово, Александра Михайловна в якутской национальной одежде, красивая, энергичная с махалкой из конского волоса, сперва красочно благословила собравшихся на якутском языке, затем рассказала, кто она такая, откуда. Свое отношение к мероприятию, выразила уважение шаманам, их ремеслу. Затем наступила и моя очередь говорить. Я поприветствовал съезд и сказал о том, что народные методы лечения необходимо развивать наравне с научной медициной, это пойдет только на пользу общему делу охраны здоровья наших граждан. После меня съезд приветствовали еще ряд гостей и приступили к собственно выборам. Причем, согласно, программе, в первый день выступали претенденты на Верховного шамана России. Это Кара Оол - Допчун Оол (Тыва), Артур Цыбиков (Иркутск) – верховный шаман Иркутской области, Акай Кине – шаман Алтая. Их трое. Правда, Акай Кине снял свою кандидатуру. Скорее всего, по принципиальным соображениям, возможно, у алтайцев по этому вопросу немного иная позиция. Остались двое. Первым выступал Артур Цыбиков из Иркутска. Видный молодой мужчина в расцвете сил, уверенный в себе и в своем ремесле. Он имеет два высших образования, в армии служил в спецназе, затем долго работал в Москве телохранителем, в Аджарии, Грузии... Говорит он складно, четко излагая свое мнение.
В Ангарске он организовал школу шаманизма, построил целую отдельную деревню шаманов, где постоянно проживают не менее 100 человек. Подготовил сотни «родовых шаманов», практикующих только для своего рода. Есть и «общественные» шаманы, имеющие право работать более расширенно. Кстати, его сопровождают десяток крепких бурятских парней в национальной одежде, тоже шаманы. Словом, выступление получилось достойным. Вторым выступал Кара – Оол Допчун – Оол Тюлюшевич. Сразу видно, что опытный, мудрый человек. Начал издалека, от предков, людей незаурядных, связанных с религией. Отец его потомственный шаман Адых, который в советское время принял светское имя Тюлюш, репрессирован. Бабушка – Великая Черная Шаманка (Улуг Кара Хам) сама воспитала Допчуна, передала ему азы ремесла. Допчун долго работал простым шофером, пока в 90-х у него не проснулись способности шамана. С тех пор практикует, получил всеобщее признание в республике, возглавил организацию шаманов республики.
Голосование состоялось тайное, а подсчет - публичным. С большим отрывом победил Кара-Оол Допчун-Оол. Так избрали Верховного шамана России. И я был на этом историческом событии. Даже участвовал, благодаря уважаемой Александре Михайловне Григорьевой – уникальному человеку, энтузиасту своего дела, большому патриоту республики, Гражданке Мира.
Петр ТУМУСОВ,
врач, помощник депутата Госдумы.
Сетевое издание «Yakutia24/Якутия24».