15:15 18.04

В Якутской городской национальной гимназии проанализировали качество дистанционного обучения

SAKHAPRESS Какие показатели существенно влияют на качество процесса дистанционного обучения в гимназии, можно ли оперативно оценить показатели для практического использования другими педагогами?

Как рассказала заместитель директора по учебно-методической работе ЯГНГ им А.Г. и Н.К. Чирявых Марияна Винокурова, в гимназии определены некоторые аспекты оценки качества обучения на основе проведенного опроса 575 родителей (65%) и обучающихся (34%).

- Дистанционное обучение, по мнению подавляющего большинства числа отвечавших, характеризуется положительными элементами: «занят в период изоляции», «овладел новыми технологиями», «у родителей есть возможность контролировать за процессом обучения и влиять на результаты» и др. С этим можно согласиться, но при одном условии – дистанционное обучение должно быть построено с необходимым и достаточным уровнем качества обучения.

Получены следующие данные о факторах, обеспечивающих качество образования. В первую очередь, это квалификация учителей. Среди них авторы учебных пособий и материалов, методисты, освоившие электронные и дистанционные технологии, способные оценивать качество учебных материалов и выбирать для обучения онлайн. Во-вторых, владение технологиями дистанционного общения «учитель-ученик», «ученик-ученик». Далее-степень доступности учителя, удобство формы общения «учитель-ученик», «ученик-ученик».

- «Интереснее всего учиться с Евдокией Николаевной Назаровой по литературе и русскому языку на платформе Zoom. Урок длится всего полчаса, этого времени мало, но за это время с ней мы успеваем изучить большой объем информации, который необходим для сдачи экзаменов».

-«На уроке Раисы Константиновны Птицыной мы сначала самостоятельно решаем вариант по математике, затем индивидуально можем спросить о том, что нам непонятно или вызвало затруднение. Я понимаю, что это занимает много времени, но с ней так интересно общаться по заданиям! Проблемы со временем сейчас у всех, есть проблема перегрузки, и у учителей тоже, мы благодарны нашему учителю за внимание к нам».

-«Кисиляхова Валентина Николаевна, учитель химии, использует графический планшет при объяснении новой темы. Ручкой на доске пишет, рисует мелкие формулы и цифры, они становятся крупнее на экране. Для точной и, на первый взгляд, рутинной работы перо на планшете значительно комфортнее. Можно ввести какие-то данные от руки, сделать элементарные исправления».

-«Углубленно химию изучает моя дочь Таня. Видеоопыты, проверочные, пробные работы, анализ и обсуждение результатов - все успевают. Мы, родители, принимаем это как должное. Но это высокий профессионализм нашего учителя! Фактически дети получают индивидуальные уроки».

Опрос педагогов на тему приоритетов при организации образования в условиях изоляции позволил выделить главные. Продолжение обучения и поддержка отстающих учащихся были названы и главными трудностями при переходе на дистанционное обучение. Учителей беспокоит, что дети устанут за месяцы изоляции. На их взгляд, было бы важным «открыть в гимназии летние курсы для отстающих и всех, кто захочет учиться, чтобы наверстать упущенное. Это может быть важным и для тех, кто готовится сдавать ОГЭ и ЕГЭ». Учителя стараются использовать самые разные технологии, в том числе телевидение.

- "Во время дистанционного обучения мне полезнее заниматься с теми учителями, с которыми я готовлюсь к ЕГЭ: литература, русский язык, математика и якутская литература. На первом месте методы преподавания Венеры Илларионовны Илларионовой: можно посмотреть ее дистанционные уроки по каналу НВК, на платформе YouTube по филологическому анализу текста. По моему мнению, очень познавательные серии телеуроков! Думаю, запись коротких видео с объяснением теории эффективнее для обучения, чтобы ученик, если необходимо, мог посмотреть видео еще раз».

Страница «Твой персональный психолог» в Инстаграм, которую создала психолог гимназии Никитина Анна Викторовна, стала популярной среди гимназистов в этот период. Более 190 детей посетили страницу и подписались на ее публикации. Им нравится выполнять тесты онлайн и получать консультации.

В ответах, какие плюсы родители видят в сложившейся ситуации, выяснилось, что это, во-первых, знакомство с новыми IT-технологиями. Во-вторых, рост самостоятельности и мобильности учеников в управлении своим образованием. В-третьих, развитие активной взаимной поддержки среди родителей.

-«Многие мои друзья не расположены к самообразованию, потому что дома полная свобода действий. Я давно привыкла к дистанционному обучению: с 10 класса каждый день занимаюсь с онлайн-репетиторами из Москвы. Таким ученикам я бы хотела посоветовать запланировать весь свой день по часам, с самого пробуждения до сна. Возможно, со стороны гимназии, можно было бы создать форму «Трекер привычек», чтобы все ученики это распечатали, внесли в эту таблицу свои действия, которые могли бы стать их привычкой, и выполнять каждый день для их же эффективности».

Среди возникших трудностей большинство респондентов назвали проблемы с техническим обеспечением дистанционного образования.

-«Одна из основных проблем - платформа Zoom: конференция может длиться всего 40 минут, поэтому мы с одноклассниками пришли к мнению, что Discord намного удобнее. Там нет ограничений во времени, переход между чатами лучше, можно создать одну большую группу, где есть учителя и ученики, а внутри него есть подгруппы, т.е. подгруппы по предметам. На эти подгруппы нажимаешь и заходишь в конференцию. Преимущества заключаются в том, что эта группа работает круглосуточно, все за тебя делает платформа, то есть как в Zoom-е, не надо запускать конференцию и не принимать по 30 человек учителю, а ученикам ждать, пока тебя примут».

По итогам опроса качество процесса дистанционного обучения в гимназии на «5» оценили 128 респондентов, на «4» - 265; на «3» – 142 и ниже - 40. Какие меры мы должны принимать для снижения негативного влияния изоляции на образование? Нам предстоит ответственно относиться к полученным данным и в условиях непростой ситуации в республике быстро менять профессиональные установки, овладевать инструментами интернет- сервисов, внимательно относиться к запросам обучающихся и родителей.

Марияна ВИНОКУРОВА,

Заместитель директора по учебно-методической работе ЯГНГ им А.Г. и Н.К. Чирявых, к.п.н.,

Наш канал в Telegram