Продолжение. Начало смотрите в рубрике "Чтиво"
SAKHAPRESS Вот тут в этой давней истории начинается самое удивительное. Стрелок каким-то образом смог покинуть здание телефонки и перебраться уже в другое, тоже тогда строившееся здание «Стройбанка» на углу проспекта Ленина, 22 и улицы Курашова.
Из телефонки в «Стройбанк»
Айисен Афанасьев проживал в то время в доме по проспекту Ленина, 11. Вовсю шла весенняя сессия и студент инженерно-технического факультета ЯГУ не спал, стоял за кульманом с чертежами, готовился к сложному экзамену по начертательной геометрии.
– Я уже имел неплохой охотничий опыт и разом понял, что на улице стреляют, – вспоминает Айисен. – Открыл окно, они у нас на проспект выходят, и стал смотреть, где и откуда пальба. Сейчас, думаю, вот глупый был, молодой, меня ведь могли спокойно подстрелить.
Телефонку тогда почти уже построили, оставалось только застеклить огромные вертикальные окна. Вот из них и вел стрельбу человек, которого я несколько раз видел в проемах. Почти под нашими окнами лежал на бордюре и кричал от боли человек. Потом перестал, я подумал, что его убили.
Затем подъехало много милицейских машин и с проспекта, и со двора Ленина, 10. Мне хорошо было видно, что милиционеры прочесывали этаж за этажом. Стрельба надолго затихла. Я подумал, что стрелявшего ликвидировали…
Вот тут в этой давней истории начинается самое удивительное. Стрелок каким-то образом смог покинуть здание телефонки и перебраться уже в другое, тоже тогда строившееся здание «Стройбанка» на углу проспекта Ленина, 22 и улицы Курашова. Надо заметить, что в советские времена стройки не охраняли, как сегодня. На территорию строящегося здания мог пройти любой. В частности, в детстве автор этих строк с друзьями очень часто играл на стройках.
43 года с пулей в ноге
Там Петухов, как потом выяснили фамилию стрелка правоохранительные органы, тоже пробрался на верхние этажи семиэтажного здания. Но никого поранить уже, слава богу, не смог, хотя и успел произвести несколько выстрелов. На неоднократные требование сложить оружие, ответил отказом. После чего был уничтожен…
В результате его преступных действий были ранены несколько человек, двое из которых тяжело. Виталия Харитонова, Василия Федорова и Сергея Балхашова отвезли в республиканскую больницу, остальным медицинскую помощь оказали на месте. Виталию извлекли пулю из руки и вскоре из больницы выпустили.
Пуля, срикошетившая от бордюра попала Василию Федорову во внешнюю часть икры правой ноги, проскользнула по большой берцовой кости и плотно засела выше входного отверстия между большой и малой берцовой костями в их, как говорят медики, проксимальных частях. Врачи, разрезав икру, вскрыли входное отверстие, но раневой канал уходил выше. Принимавшие участие в операции медики вспоминали, что увидели застрявшую пулю, но не решились ее вытаскивать, чтобы не задеть нервы. Так и выписали из больницы.
Тем не менее, Василий никогда не хромал. Осенью 1977-го он пошел в армию, причем служил в разведроте. Потом работал каменщиком на стройках, прожив до сего дня 43 года с пулей в ноге. «Бывает, что останавливают в аэропортах, – говорит Василий, – когда прохожу через рамку, она начинает звенеть. Но потом объясняю, так мол и так, поднимаю брюки, охрана проводит сканером по ноге и пропускает…»
Радостному дембелю Сергею Балхашову пришлось сложнее всего. Пуля попала в позвоночник, ему сделали несколько операций, тем не менее, он остался инвалидом на всю жизнь…
По чудовищу и смерть
В перестроечные годы, в конце 1980-х – начале 90-х, одна из газет написала, что Петухов в июне 1977 года стрелял в день выборов в Верховные Советы СССР и ЯАССР, тем самым, мол, продемонстрировал свой протест против советско-партийной системы. Дескать, он стрелял мимо людей, мог бы убить или ранить гораздо большее количество прохожих.
Георгий СПИРИДОНОВ.
Окончание следует