В интервью республиканской газете «Кыым» 17 сентября 2020 года председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева высказала свое мнение о новых задачах системы образования, остановилась на проблемных вопросах обучения в период пандемии, в том числе, во время дистанционного образования.
Как известно, с 1 сентября реализация образовательных программ в очной форме и (или) в очно-заочной форме осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в соответствии с законодательством РФ.
По словам парламентария, в новых условиях удалось оперативно организовать обучение каждого школьника: «На сегодня якутские школы обеспечены всеми средствами индивидуальной защиты, в учреждениях соблюдаются все необходимые меры санитарно-эпидемиологической безопасности. Бесконтактные термометры, дозаторы с антисептиком для обработки рук, приборы для обеззараживания воздуха и дезинфицирующие средства были закуплены к началу учебного года за счет средств регионального бюджета».
Председатель постоянного комитета Феодосия Габышева отметила необходимость субсидирования со стороны государства услуг связи в дистанционном обучении. Остались также некоторые вопросы в обеспечении компьютерами и планшетами учащихся, особенно из малоимущих и многодетных семей.
«Оплата интернет трафика – сложный вопрос. В интернете нуждаются все – школы, учителя, родители. Я внесла в правительство предложение о субсидировании данных услуг. Объединив с нацпроектами, скоординировав с республиканскими госпрограммами, тщательно изучив этот вопрос в муниципальных образованиях, можно достичь положительного решения», - сказала она.
“Самая главная наша задача – обеспечение всех необходимых условий для образования детей. Учащийся должен получать качественное образование независимо от места проживания”, – одчеркнула народый депутат.
Парламентарий считает, что также необходимо упорядочить методическую систему образования: “Мы должны приблизить методическую службу к образовательному учреждению, учителям и родителям».
Феодосия Васильевна отметила, что в настоящее время важно помогать системе образования: «Это не только финансирование государственных ведомственных программ, не только реализация национальных проектов, но и привлечение меценатов, спонсоров».
Кроме того, председатель профильного комитета считает, что наряду с такими российскими платформами, как: «Российская электронная школа», «Учи.ру», «ЯКласс», необходимо разработать платформу для обучения на родном языке, изучения истории и культуры, природы родного края. Должна быть создана единая система для мониторинга и оценки знаний учащихся.
В интервью Феодосия Габышева также высказала беспокойство по вопросу дальнейшего развития Научно-исследовательского института национальных школ РС(Я).
Научно-исследовательский институт национальных школ РС(Я) был создан ЯАССР в 1992 году на базе Якутского филиала ИНШ МП РСФСР, который был открыт еще в 1961 году. Институт является единственным учреждением, который ведет работу по научно-методическому сопровождению этнокультурного образования в республике. В рамках упорядочения сети федеральных научных учреждений в настоящее время рассматривается вопрос о реорганизации института в филиал.
Народный депутат считает, в любом случае необходимо сохранить научный статус учреждения. «Если потеряем статус – это будет иметь негативные последствия в будущем. Или мы должны добиться, чтобы в Академии Наук республики было отдельное направление, обеспечивающее научное сопровожение образование”.
Феодосия Васильевна считает, что институт, наоборот расширяя свои научные темы, должен стать ведущим институтом в обеспечении этнокультурного образования во всей стране.
В своем интервью народный депутат Феодосия Габышева также рассказала о работе парламента по совершенствованию законодательной базы в связи с принятием поправок в Конституцию Российской Федерации.