Глава Якутии Айсен Николаев 28 сентября выступил спикером на пленарном заседании II Международного Северного форума по устойчивому развитию, посвящённого обсуждению транспортной инфраструктуры на Севере и в Арктике.
Айсен Николаев отметил, что Якутия является крупнейшим по территории регионом России, занимающим большую часть её Арктической зоны и обладающим уникальным транзитным потенциалом. По своему положению Якутия может стать мостом, объединяющим регионы планеты в циркумполярном притяжении.
«Арктические, северные территории, обладая огромным экономическим ресурсом, сегодня становятся плацдармом развития для многих стран. В числе приоритетов Основ государственной политики в Арктике, которые в марте этого года утвердил Президент России Владимир Владимирович Путин, определено сохранение Арктики как территории мира и взаимовыгодного партнерства, как стратегической ресурсной базы для ускорения экономического роста, повышения благосостояния людей. Эти приоритеты находятся в русле достижения 17 Целей устойчивого развития ООН. В их числе одной из базисных целей является «создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации», - отметил Глава Якутии.
По мнению Айсена Николаева, транспортная инфраструктура – это «золотое звено» пространственного развития, связности территорий любой страны, достижения равного высокого качества жизни людей. Как и все северные территории мира, Арктическую зону Якутии отличает крайне низкая плотность населения – всего лишь 68 тысяч человек живут на гигантской территории площадью 1 млн 600 тыс. кв. километров. Населённые пункты одного административного района на Севере могут находиться на расстоянии в сотни, а то и тысячи километров, не связанные между собой устойчивым транспортным сообщением.
Такая ситуация в той или иной степени характерна для приполярных и северных территорий во всем мире. «Перед нами стоит общая задача - переломить сложившуюся веками проблему низкой транспортной связности, чтобы выйти на новый уровень освоения Арктики. Поиск лучших решений на основе обмена опытом и реализации совместных проектов – это залог успеха в решении проблем пространственного развития циркумполярных территорий», – выразил уверенность Айсен Николаев.
Говоря об опыте региона, Глава Якутии отметил, что благодаря политике опережающего развития Дальнего Востока, новой арктической повестке России, в последние годы происходят ощутимые сдвиги в решении проблем инфраструктурного дефицита Якутии. В рамках национального проекта развития транспорта в регионе строится высокотехнологичная Жатайская судоверфь, при поддержке федерального правительства имеются серьёзные сдвиги в решении проблем северной авиации, ведётся реконструкция аэропортов, прорабатываются проекты по обновлению воздушного парка.
Айсен Николаев озвучил, что строительство Ленского моста включено в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока, которая утверждена Правительством России и подписана Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным. «Мост через одну из величайших рек планеты соединит колоссальные пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока – а это более четверти всей территории России», – подчеркнул Глава региона.
Участники пленарного заседания II Международного Северного форума по устойчивому развитию в своих выступлениях отметили, что транспорт, являясь одним из ключевых факторов развития северных и арктических территорий, выполняет важную социальную функцию по обеспечению мобильности и повышению качества жизни проживающего здесь населения.
Представители международных организаций и университетов, руководители приполярных стран, органов государственной власти и регионов России, ведущие зарубежные и российские эксперты высказали согласие, что территория Республики Саха (Якутия) становится одним из плацдармов развития транспортной системы Востока Евразии, создания Северного широтного хода страны.
Эксперты подробно обсудили развитие авиационного, железнодорожного, морского и автомобильного транспорта в северных и арктических регионах страны и мира, коснулись проблем влияния глобального потепления и изменения климатических условий на развитие транспортных систем Севера и Арктики. Предложения, выработанные участниками заседания, будут включены в итоговую резолюцию II Международного Северного форума по устойчивому развитию для дальнейшей работы, которая будет направлена в адрес членов международной организации «Северный Форум».
Фото Андрея Сорокина