Вчера, 8 октября якутское телевидение отмечало свой очередной День рождения. Я искренне поздравляю всех своих бывших коллег и нынешних работников камеры и микрофона с этим замечательным событием!
Я безумно рад, что мне удалось стать работником республиканского телевидения в фантастически интересные и свободные с творческой точки зрения годы перестройки. «Самое романтичное время нашего телевидения», – утверждает мой друг Владимир Молуков и он прав.
Это было во второй половине 80-х годов ХХ века, когда по пятницам вся страна включала «Взгляд» и, прильнув к экранам, охала и ахала, восхищалась и ругалась. Но равнодушных не было…
В то время я работал в редакции газеты «Молодёжь Якутии», возглавляемую незабвенным Олегом Новомировичем Емельяновым. Однажды, после специального показа для журналистов художественного фильма «Пролетая над гнездом кукушки» в Доме печати, где мы с однокурсником Алексеем Чертовым – сыном писателя Юрия Чертова, слишком громко комментировали происходящее, ко мне подошла Лариса Егоровна Васильева (она же в девичестве Бытыканова, она же моя будущая вторая жена Лариса Амбросьева) и пригласила на обмен мнениями в молодёжную редакцию Гостелерадио Якутской АССР.
Оказалось, что главный и старший редактор молодёжной редакции Светлана Семёновна Соколова и Галина Иннокентьевна Захаренко ищут молодого ведущего на якутском языке. Светлана Семёновна хотела запустить молодёжный проект на якутском языке, своеобразный аналог «Взгляда» на местном телевидении. Позже выяснилось, что я стал 13-м редактором, которого они пробовали. Со всеми предыдущими молодыми парнями-редакторами режиссёр Мария Тарасовна Местникова возилась, как могла, но никто из них так и не удержался. Тогда Мария Тарасовна (кстати, родная сестра другой легенды якутского телевидения – Лиры Тарасовны Белолюбской) сказала в сердцах, мол, ей надоело и если Амбросьев выплывет, то будет толк, а нет так нет.
И меня бросили в абсолютно незнакомый телевизионный мир. Я бесконечно благодарен всем людям, которые поддержали меня в тот момент. Это, конечно, Лариса Васильева (Амбросьева), помогавшая мне во всём, а также Дарья Ермолаева, уже начавшая работать над своим детским телевизионным проектом, который завоюет потом всё и вся. О Соколовой, Захаренко и Местниковой я уже сказал. Мой первый звукорежиссер – Алла Иннокентьевна Суханова, операторы Арсен Зверев, Николай Сантаев, Владислав Бочковский, Иннокентий Каменев, Владимир Постников. Обязательно упомяну Марию Ивановну Кириллину, к которой я бегал с микрофонной папкой на утверждение. Я очень уважал и боялся её, а позже, когда работали в одной редакции, придуманной Агафьей Семёновной Птицыной, подружились. Кстати, Мария Ивановна – жена легендарного патриарха якутской журналистики Василия Васильевича Кириллина.
Благодарен Дмитрию Ильичу Пухову, возглавлявшего телевидение, а также Валерию Васильевичу Качаеву, стоявшего во главе всего Гостелерадио Якутской АССР. Это именно они подписывали мои документы о приёме на работу.
Через год на телевидении появился супер-проект «Эрчим», ставший на несколько лет самой популярной передачей якутского телевидения. Мне приятно, что большая часть писем на телевидение в те времена были в адрес «Эрчима». Наталья Хань всегда смеялась, вручая мне кипу писем.
Ввиду ограниченности технических средств самой распространённой формой программы был прямой эфир. Передачи велись из крохотной студии третьего класса, предназначенной исключительно для дикторов! А мы оттуда вели тогда прямые эфиры, концерты симфонического оркестра, спектакли и т.д.! И тогда это не воспринималась как какая-то фишка, это был обычный рабочий момент. Кто только не принимал участие в нашей с Марией Тарасовной передаче «Эрчим»! Не побоюсь этого слова – весь цвет якутской нации и передовая общественность того времени.
Наша передача хотя и значилась, как молодёжная, но мы освещали все самые острые темы того времени – выступали за статус союзной республики, освещали экологические темы, которые в те времена очень остро ставили наши экологи. Именно у нас первым вышли в эфир Иннокентий Кожуров, Иван Бурцев, Анатолий Чомчоев, Михаил Спиридонович Иванов – Багдарыын Сюлбэ и другие. Всех и не упомянуть. Мне кажется, легче сказать, кого не было… Кстати, не было писателей, поскольку априори подразумевалось, что они выступают в передачах небожителя якутского ТВ Елены Степановны Мироновой.
Именно в те годы появились молодые телевизионщики, которых мы теперь знаем, как заслуженных ветеранов ТВ – Лена Эверстова (Мордосова), Владимир Молуков, Сардана Мигалкина, Элляй Иванов, Дмитрий Аргунов, Константин Фёдоров, Евгений Петров - Супту, Данил Еремеев, Илья Петухов.
Потом Екатерина Егоровна Безносова предложила мне вести авторскую программу под её эгидой. И у меня появилась супер-команда профессионалов – оператор Валерий Дегтярёв, звукорежиссёр Леонид Мордосов и режиссер Вячеслав Жевалун. Чуть позже мы переместились на СТС, потом я вернулся к Екатерине Егоровне и мы учредили телекомпанию «Хоту».
Но это уже совсем другая история.
(Продолжение следует).
На фото один из новогодних вечеров телевизионщиков. Первый ряд: Мария Ивановна Кириллина, Нюргун Гоголев. Стоят: Лена Мордосова, Света Ершова Лариса Амбросьева, Маша Сунхалырова, Саша Журавлёв. Ну и я стою